Рабочая программа дополнительного образования по волейболу

Бугаева
Наталья
Владимир
овна

Подписано цифровой подписью:
Бугаева Наталья Владимировна
DN: cn=Бугаева Наталья
Владимировна, o=муниципальное
бюджетное общеобразовательное
учреждение основная
общеобразовательная школа № 10
имени Заслуженного учителя
Российской Федерации В.И.
Очередько ,
email=shkola10sadki@mail.ru, c=RU

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1.

Нормативно-правовая база

Рабочая программа дополнительного образования «Волейбол» составлена в
соответствии с нормативно-правовой базой:
• Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
• Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287
• «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования»;
• ФГОС ООО (утверждены приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010
г. № 1897) с изменениями.
• Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрировано в
Минюсте России 02.02.2016 № 40937).
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, в редакции Изменений № 1, утв.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29.06.2011 № 85, изменений № 2 утв. Постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
25.12.2013 № 72, далее – СанПиН 2.4.2.2821–10.
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля
2015 г. № 26 ―Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15.
• Примерная основная образовательная программа основного общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
• Федеральные требования к образовательным учреждениям в части
минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных
помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г.
№ 986).
• Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации;
• Федеральным законом от 24 июля 1998 г.№124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в РФ».

1.2. Цели и задачи образовательной программы
Цель программы
Всестороннее физическое развитие, способствующее совершенствованию многих
необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств, выявление
лучших спортсменов для выступления на соревнованиях.
Задачи образовательной программы
Программный материал объединен в целостную систему многолетней
спортивной подготовки и предполагает решение следующих основных задач:
Обучающие:
- освоить технику игры в волейбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
Развивающие:
- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья
занимающихся;
- повышение уровня физической подготовленности, совершенствование техникотактического мастерства;
- развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству.
Основной показатель работы спортивной школы по волейболу - стабильность
состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей
выполнения программных требований по уровню подготовленности
занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития,
физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки
(по истечении каждого года), вклад в подготовку молодежных и юношеских
сборных команд страны, результаты участия в соревнованиях. Выполнение
нормативных требований по уровню подготовленности и спортивного разряда. В
комплексном зачете учитываются в целом все результаты (более высокие в одних
нормативах в известной мере компенсируют более низкие в других).
Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 34 недели занятий
непосредственно в условиях школы.
Воспитательные:
- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и
духовных сил юных спортсменов;
- воспитывать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к
общечеловеческим ценностям;
- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в
будущем.
1.3. Преемственность, актуальность, соориентированность на достижение

планируемых результатов, педагогическая целесообразность
Преемственность. Содержание программы обеспечивает преемственность с
программами предметов «физическая культура», является продолжением и
дополнением содержания образования.
Учебно-тренировочные занятия простроены с учѐтом преемственности, т.е.
навыки игры волейбол, полученные на уроках физической культуры,
закрепляются, совершенствуются, развиваются на занятиях дополнительного
образования. Уделяется большее количество учебных часов на разучивание и
совершенствование тактических приемов, что позволит учащимся повысить
уровень соревновательной деятельности в волейболе.
Актуальность программы заключается в том, что у взрослого и детского
населения России в последнее десятилетие значительно понижаются показатели
критериев здоровья, мотивации здорового образа жизни, пристрастие к вредным
привычкам и наркотическим веществам. Поэтому вовлечение и привитие
мотивации к здоровому образу жизни необходимо начинать с младшего
школьного возраста. Программа актуальна на сегодняшний день, так как ее
реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в
связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также
благотворно воздействует на все системы детского организма.
На уроках физической культуры учащихся получают определенные навыки игры
в волейбол, но для этого в учебной программе отведено небольшое количество
часов. Этого недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры.
Данные занятия позволяют учащимся получить определѐнные навыки игры
вволейбол. Занятия способствуют укреплению костно-связочного и мышечного
аппарата, улучшению обмена веществ в организме. В процессе занятий
волейболист достигает гармоничного развития своего тела, красоты и
выразительности движений. Занятия рассчитаны на учащихся с 13-18 лет
и реализуются в течение учебного года. Программа служит основным
документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов
квалифицированных волейболистов и содействия успешному решению задач
физического воспитания детей школьного возраста.
Соориентированность на достижение планируемых результатов.
Программа ориентирована на достижение результатов ФГОС планируемых
результатов
обучения:
личностных,
метапредметных
(регулятивных,
познавательных, коммуникативных).
Весь образовательный процесс выстроен так, чтобы знания, двигательные умения
и навыки осваивались основательно и прочно. Формирование отдельных навыков
играет важную роль в дальнейшем изучении новых видов двигательной
деятельности. Реализация программы предусматривает также психологическую
подготовку.

Педагогическая целесообразность
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта,
получивших всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное
двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро
бегать, мгновенно менять направление и скорость движения, высоко прыгать,
обладать силой, ловкостью и выносливостью. Эмоциональные напряжения,
испытываемые во время игры, вызывают в организме занимающихся высокие
сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем. Качественные
изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах мяча,
нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы
становятся более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые
сигналы, повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям
напряжений и расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и
нагрузок в игре благотворно влияет на рост юных спортсменов. Обучение
содержанию программного материала построено на основе общих методических
положений;
-от простого к сложному,
-от частного к общему,
1.4. с использованием технологий личностно - ориентированного подхода в
обучении.Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит
в соответствии с сенситивными возрастными периодами.Режим занятий
Программа по волейболу реализуется на базе МБОУ ООШ № 10 в рамках
программы дополнительного образования.
Занятия проводятся в спортивном зале три раза в неделю по 1 часу.
Режим учебно-тренировочной работы рассчитан на 34 недель занятий
непосредственно в условиях школы. Программа включает в себя теоретическую и
практическую часть. В теоретической части рассматриваются вопросы техники и
тактики игры в волейбол. В практической части углублено изучаются технические
приемы и тактические комбинации. В занятиях с учащимися 12-16 лет
целесообразно акцентировать внимание на комбинированные упражнения, технику
передач и учебно-тренировочные игры. В данной программе представлено
содержание работы на двух этапах: 1 – начальной подготовки, 2 – учебнотренировочной.
Программа разработана для 5-9 классов, рассчитана на 102 часа в год.
1.5. Формы организации занятий
Основными формами учебно-воспитательного процесса при реализации
программы
являются:
- Групповые, теоретические и практические занятия,
- Соревнования различного уровня (тренировочные, школьные, районные),
- Подвижные игры,
- Эстафеты,
- квалификационные испытания.

Определяющей формой организации образовательного процесса по данной
программе является секционные, практические занятия и соревнования по
волейболу. Главная задача педагога дать учащимся основы владения мячом,
тактики и техники волейбола. Образовательный процесс строится так, чтобы
учащиеся могли применить теоретические знания на практике, участвуя в
соревнованиях.
1.6. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛЕЙБОЛ»
Личностными результатами программы дополнительного образования
«Волейбол» являются следующие действия:
—активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
—проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в
различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
—проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
—оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий
язык и общие интересы.
Регулятивные результаты:—планировать пути достижения целей;
—адекватно оценивать объективные трудности, как меры фактического и
предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.
Коммуникативные результаты:
—учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
—управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
—работать в группе, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной
кооперации.
Познавательные результаты:
—устанавливать причинно-следственные связи;
—осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий.
Учащиеся должны
Знать:

основы строения и функций организма;

влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и
сердечно-сосудистую системы;

правила оказания первой помощи при травмах;

гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и

спортивной одежде;




правила игры в волейбол;
места занятий и инвентарь.

Уметь:



выполнять программные требования по видам подготовки;
владеть основами техники и тактики волейбола;
правильно применять технические и тактические приемы в игре

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Содержание программы
В основу отбора и систематизации материала содержания программы положены
принципы комплексности, преемственности и вариативности. Принцип комплексности
программы выражен в теснейшей взаимосвязи всех сторон учебно- тренировочного
процесса: теоретической, практической, физической и психологической подготовки,
педагогического и медицинского контроля. Принцип преемственности прослеживается в
последовательности изложения теоретического материала по этапам обучения, в
углублении и расширении знаний по вопросам теории в соответствии с требованиями
возрастающего мастерства спортсменов, постепенном, от этапа к этапу усложнений
содержания тренировок, в росте объемов тренировочных и соревновательных нагрузок,
единстве задач, средств и
методов
подготовки.
Принцип
вариативности
дает определенную свободу выбора средств и методов, в определении времени для
подготовки спортсменов. Исходя из конкретных обстоятельств, при решении той или
иной педагогической задачи учитель может вносить свои коррективы в построении
учебно-тренировочных занятий, не нарушая общих подходов. Учебный материал
усложняется в зависимости от года обучения. Образовательный компонент программы
предполагает обучение подростков 13-18 лет, параллельно которому идѐт включение
воспитательного процесса, организованного через тренировку. Данный процесс
происходит не стихийно, а в результате целенаправленного педагогического воздействия.
Программа предполагает: индивидуальное консультирование в течение учебного года и
предсоревновательную подготовку обучающих.
Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная
физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола,
правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые
способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к
физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий
обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать
участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов
упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

1.2.

Содержание программы
Введение (1 час)
Вводное занятие, правила техники безопасности на занятиях.
История развития волейбола в России.
Личная гигиена, закаливание, режим питания, режим дня.
Врачебный контроль.
Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная терминологи

Общеразвивающие упражнения
Практика (20 часов)
ОРУ с предметами.
ОРУ без предметов.
ОРУ на месте.
ОРУ в движении.
Общая физическая подготовка (ОФП)
Практика (40 часов)
Упражнения с набивными мячами.
Беговые упражнения, ускорения, прыжки, многоскоки.
Упражнения на силу, выносливость, с отягощениями.
Упражнения на ловкость.
Техническая подготовка и Тактическая подготовка (ТТП)
Теория (2 часа)
Значение технической подготовки в волейболе.
Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика (72 часов)
Нижняя прямая подача
Нижняя боковая подача
Верхняя боковая подача
Верхняя прямая подача
Верхняя передача мяча
Передача мяча в прыжке
Прямой нападающий удар
Прием мяча снизу двумя руками
Прием мяча снизу одной рукой
Прием мяча сверху двумя руками
Блокирование
Командные действия:
Система нападения со второй передачи игрока первой линии через игрока зоны 3, 2, 4
Индивидуальные действия:
Выбор места
Тактика подачи
Тактика передачи
Тактика нападающего удара
Тактика игры в защите
Система защиты 3-1-2 углом вперед,
3 -2-1 углом назад, смешанная защита
Групповые действия:
Взаимодействие защитников
Взаимодействие блокирующих
Взаимодействие страхующих
Двухсторонняя игра по правилам.
Контрольные испытания по тактическим действиям в защите.

Специальная физическая подготовка (СФП)
Теория (2 часа)
Отработка навыков судейства, жестикуляционной терминологии
Оформления протоколов и заявок на участие в соревнованиях.
Практика (16 часов)

Специальные упражнения для развития выносливости
Бег на длинные дистанции, эстафетный бег, челночный бег
Двухсторонние игры соревновательного характера
Отработка качества передачи и приѐмов мяча.
Контрольно-оценочные и переводные испытания (4 часа)
Планирование на следующий учебный год.
Общая физическая подготовка (ОФП)
Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения
мышц, которые участвуют в выполнении технических приѐмов, скорости, прыгучести,
специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой)
быстроты перехода от одних действий к другим.
Эстафеты. Подвижные игры.
«Салки по месяцам». Дети строятся в шеренгу. В 12–15 м от них обозначается линия.
Выбирается водящий. Он говорит: «Все, кто родился в январе, – вперед!» Ребята, день
рождения которых падает на этот месяц, бегут к противоположной линии, а водящий
пытается их осалить. Из тех, кто осален, выбирается новый водящий. Он вызывает детей,
родившихся в феврале, и т.д. Победителями становятся игроки, не осаленные водящим.
«Азбука». Две команды образуют шеренги на противоположных сторонах площадки,
каждая за своей линией. Воспитатель называет одну букву алфавита. Это служит
началом игры. Все ребята одновременно, не толкаясь, перебегают на противоположную
сторону площадки и выстраивают названную букву (основанием к центру площадки),
после чего принимают положение упора присев. Выигрывает команда, быстрее
выполнившая задание. Игра повторяется несколько раз, и каждый раз задается другая
буква.
«Делай наоборот». Ребята строятся в шеренгу, либо колонну. Учитель показывает
упражнение, а дети должны выполнить его в противоположную сторону. Например,
педагог выполняет наклон вперед, а ученики должны выполнить наклон назад и т. д.
Побеждает тот, кто ни разу не перепутает направление движения.
«Вызов номеров». Ребята делятся на две равные по числу команды и выстраиваются в
колонны по одному перед линией старта. В каждой команде игроки рассчитываются по
порядку. На расстоянии 10–12 м против каждой команды ставится поворотная стойка.
Учитель произвольно называет различные номера. Игроки, номер которых назвали,
добегают до стойки, огибают ее и возвращаются на свое место. Тот, кто сделает это
первым, выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда, получившая больше
очков.
Правило 1: Если оба игрока прибежали одновременно, то очко не присуждается
никому.
Правило 2: Если игрок не добежал до конечного пункта, то очко засчитывается его
сопернику из другой команды.
«Эстафета цветов (зверей, птиц)». Подготовка и инвентарь те же, что в предыдущей
игре. Игроки, стоящие в каждой команде первыми, вторыми и т. д., принимают название
цветка (зверя, птицы). Учитель называет любой цветок (зверя, птицу). Участники
игры, носящие данное название, бегут к стойке, огибают ее и возвращаются обратно.
Тот, кто прибежит первым, выигрывает 1 очко для своей команды. Побеждает команда,
получившая больше очков.
«Пустое место». Играющие становятся в круг на расстоянии полушага друг от друга,
руки за спиной. За кругом – водящий. Он бежит за спинами участников игры,
дотрагивается до кого-либо, после чего бежит по кругу в другую сторону. Игрок,

которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего прибежать
на пустое место. Водящим становится тот, кто не успел занять свободное место.
«Удочка». Дети становятся в круг, а водящий с веревкой в руках – в центр круга.
Водящий вращает веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек скользил по полу
под ногами игроков. Ребята внимательно наблюдают за движением мешочка и
подпрыгивают в тот момент, когда мешочек оказывается около их ног. Задевший
мешочек или веревку ногами становится водящим, а бывший водящий идет на его
место. Выигрывает тот, кто за установленное время ни разу не зацепил веревку с
мешочком.
«Охотники и утки». Играющие делятся на две команды – «охотников» и «уток».
«Охотники» образуют круг, перед их носками проводится линия. «Утки» располагаются
произвольно внутри круга. У одного из «охотников» в руках мяч. По сигналу учителя
«охотники», перебрасывая мяч в разных направлениях, стараются осалить
(«подстрелить») им «уток», которые свободно передвигаются внутри круга.
«Утки» увертываются от мяча. «Охотник», «подстреливший утку», меняется с ней
ролями, и игра продолжается. Выигрывают те, кто дольше пробыл в роли «уток».
Игру можно проводить и на время: 3 мин. «стреляют» одни «охотники», затем 3 мин. –
другие. Отмечается, кто больше «настрелял уток» за это время.
«Дни недели». Один конец шнура, резинки привязывается к дереву, либо стойке на
высоте 40 см, другой конец держит учитель. Он называет первый день недели:
понедельник. Дети один за другим с разбега перепрыгивают через шнур. С каждым днем
недели высота шнура увеличивается на 5 см. Выигрывают дети, за 7 прыжков меньшее
число раз задевшие шнур.
«Кто дальше прыгнет». Дети строятся в две колонны перед прыжковой ямой. Сбоку
от ямы делаются отметки, соответствующие 5, 10, 15 очкам. Ребята из первой команды
выполняют каждый по одному прыжку и подсчитывают сумму набранных очков. После
этого аналогичное задание выполняет вторая команда. Побеждает команда, набравшая
большую сумму очков.
«Подвижная цель». Дети строятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их
носками проводится окружность. Один из играющих получает мяч. Выбирается
водящий, который идет в середину круга. Участники игры, перекидывая мяч, стараются
попасть им в водящего, а водящий – увернуться от мяча. Тот, кто попал в водящего
мячом, меняется с ним местами. Игра продолжается 5–7 мин., после чего отмечаются
наиболее ловкие водящие, сумевшие продержаться в кругу дольше других, и самые
меткие игроки.
Правила:1.Засчитывается
попадание
в
ноги
и
в
любую
часть
туловища.
Попадание в голову не засчитывается. 2.
Попадание мяча, отскочившего от земли, не засчитывается. 3. При броске мяча в
водящего нельзя заступать за линию круга.
«Вращение обручей». Дети располагаются по кругу, в руках у каждого обруч.
По сигналу учителя они начинают вращать обручи. Побеждает тот, чей обруч вращается
дольше. Игра повторяется 2–3 раза, после чего определяются победители. Если обручей
на всех не хватает, дети выполняют задание по очереди.
«На новое место». Дети строятся в 2–4 колонны перед линией старта. В 15–20 м от нее
проводится еще линия. По сигналу учителя первые и вторые номера в каждой
колонне, взявшись за руки, бегут за линию. Первые номера остаются на новом месте, а
вторые возвращаются, берутся за руки с игроками, стоящими третьими, и опять бегут до
линии. Вторые номера остаются, а третьи возвращаются, чтобы объединиться с
четвертыми, и т. д. Побеждает команда, все игроки которой раньше окажутся за
второй линией.

Игровые задания с элементами спортивных игр:
волейбол: «Точный пас», «Вверх-вниз», «Навстречу через сетку»;
футбол: «Мяч в сетку», «Порази в цель», «Послушный мяч».
Техническая подготовка (ТП)
Значение технической подготовки в волейболе.
Практика (13 часов)
Стойки игрока.
Приѐмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху).
Подачи снизу.
Прямые нападающие удары.
Защитные действия (блоки, страховки).

Специальная физическая подготовка (СФП)
Подготовительные упражнения,
направленные
на
развитие
силы
и
быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов,
скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой,
силовой, игровой), быстроты переключения от одних действий к другим.
Акробатические упражнения.
Подвижные и спортивные игры.
Специальные эстафеты и контрольные упражнения (тесты).
Тактическая подготовка (ТП)
Теория (1 час)
Правила игры в волейбол.
Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика (8 часа)
Тактика подач.
Тактика передач.
Тактика приѐмов мяча

1.3. Ожидаемый

результат.

По окончании обучения, учащиеся должны:
1. Уметь играть по правилам;
2. Освоить технику верхней прямой подачи мяча;
3. Освоить технику нападающего удара;
4. Овладеть навыками судейства;
5. Уметь управлять своими эмоциями;
6. Знать методы тестирования при занятиях волейбола;
7. Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
8. Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в
достижении общей цели;
9. Овладеть техникой блокировки в защите;
10. Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям в защите и
нападении.

1.4.

Учебно-тематический план

№
п/
п

Наименование раздела

Количествочасов
всего Теория Практика

1.

2.

3.

4.

Введение.
1
(Вводное занятие, правила техники безопасности на
занятиях. История развития волейбола в России.
Личная гигиена, закаливание, режим питания,
режим дня. Врачебный контроль.
Ознакомление с правилами соревнований. Спортивная
терминология).
Общеразвивающие упражнения (ОРУ)
5
Общая физическая подготовка. Повторение правил
выполнения разминки:
ОРУ с предметами, без предметов, на месте, в
движении.
Общая физическая
8
подготовка (ОФП)
(Подготовительные
упражнения.) Упражнения с
набивными мячами.
Беговые упражнения, ускорения, прыжки,
многоскоки. Упражнения на силу,
выносливость, с отягощениями.
Упражнения на ловкость.
76
Техническая подготовка и тактическая подготовка
(ТТП).
24
Техника
владения мячом
нижняя прямая
подача нижняя
боковая подача
верхняя боковая
подача верхняя
прямая подача
24
верхняя
передача мяча
передача мяча в
прыжке
прямой
14
нападающий удар
Техника
овладения мячом
прием мяча снизу двумя

1

5

8

2

74
20
3
3
3
3
3
4
3
24
7
6
7
4
14
6
4
4

5.

7.

руками прием мяча
снизу одной рукой
14
прием мяча сверху
двумя руками
блокирование
Техника игры в
нападении
командные
действия
система нападения со второй передачи игрока первой
линиичерез игрока зоны 3, 2, 4
групповые действия
индивидуальные действия – выбор места, тактика
подачи,тактика передачи, тактика нападающего удара
Тактика игры в защите
система защиты 3-1-2 углом
вперед, 3 -2-1 углом назад,
смешанная защита групповые
действия
взаимодействие защитников взаимодействие
блокирующихвзаимодействие страхующих
индивидуальные действия:
выбор места, прием подачи, прием
нападающего удара, одиночное
блокирование.
Итоговый контроль – подача на точность.
Специальная физическая подготовка (СФП)
8
Двухсторонние игры соревновательного
характера. Игры по волейболу между классами
Соревнования по волейболу
Контрольно-оценочные и переводные испытания
4
Итого:

1
5
4
4
1

1

7

4

102

3. Формы и способы проверки результативности
3.1 Формы подведения итогов реализации программы
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов
обучения детей.
В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится
в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в
полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при
выполнении контрольных упражнений.
Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения и предполагает зачет в
форме контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью
определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для

совершенствования программы и методов обучения.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической
подготовке контрольно-переводные зачеты. Результаты контрольных испытаний
являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях
изученных технических приемов и тактических действий.
По итогам этих испытаний обучающиеся, выполнившие нормативные требования,
переводятся в группы следующего года обучения. Не выполнившие норматив
остаются в группе на повторный курс обучения.
МОНИТОРИНГ
Вид контроля
1.Вводный контроль.
2.Текущий контроль.
3.Промежуточный
контроль
4.Контрольно-оценочные
и переводные испытания

реализации образовательной программы
Форма и содержание
Дата проведения
Собеседование, тренировочные Сентябрь
занятия
Соревнования, тренировочные В течение года.
занятия
Соревнования
Ноябрь, апрель
Контрольные испытания.
Соревнования.

Декабрь
Май

3.

Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце каждого года
программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в
количественно- качественных показателях технической, тактической, физической,
интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течение всего учебно-тренировочного
годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической
подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой
для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях
изученных технических приемов и тактических действий.

Контрольные нормативы
По технической подготовке
Этап начальной подготовки.
1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4.
2. Передача сверху у стены, стоя и сидя (чередования).
3. Подача нижняя прямая на точность.
4. Первая передача (прием) на точность из зоны 6 в зону 3.
Учебно- тренировочный этап.
1. Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4.
2. Подача верхняя прямая на точность.
3. Подача в прыжке на точность (в правую и левую половины площадки).

Прием подачи и первая передача из глубины площадки в зону 2.
Нападающий удар прямой:
 из зоны 4 в зоны 4 и 5 с высоких и средних передач;
 из зоны 3 в зоны 4 и 5;
 из зоны 2 в зоны 1 и 2.
6.
Нападающий удар с переводом из зоны 4 в зону 1, из зоны 2 в зону 5.
7. Одиночное блокирование прямого удара по ходу.
По физической подготовке
Этапы начальной подготовки и учебно-тренировочной.
1. Бег 30 м.
2. Бег с изменением направления (5x6 м).
3. Прыжок в длину с места.
4. Метание набивного мяча из-за головы двумя руками.
5. Бег 92 м с изменением направления («елочка»).
6. Прыжок вверх с места, отталкиваясь двумя ногами.
По игровой подготовке
Этап начальной подготовки.
1. Мини-волейбол (по специальным правилам).
2. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
Учебно-тренировочный этап. Волейбол 2x2, 3x3, 4x4, 6x6.
4.
5.

№
п/п
1
1.
2.
3.
4.
5.

Физическое развитие и физическая подготовленность
Содержание требований (вид испытаний)
Девочки
2
Бег 30 м с высокого старта (с)
Бег 30 м (6х5) (с)
Прыжок в длину с места (см)
Прыжок вверх, отталкиваясь двумя ногами с разбега
(см)
Метание набивного мяча массой 1 кг из-за головы
двумя руками:
сидя (м)
в прыжке с места (м)

3
5,0
11,9
150
35
5,0
7,5

Мальчики
4
4,9
11,2
170
45
6,0
9,5

Формой подведения итогов являются: тестирование на умение выполнять пройденные
технические приѐмы
Приемные нормативы по технической подготовке
для зачисления на учебно-тренировочный этап
№ Контрольные упражнения
Девочки
Мальчики
п/п
1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

4

4

2. Передача мяча сверху двумя руками, стоя и сидя у стены
(чередование)

4

4

3. Подача верхняя прямая в пределы площадки

3

3

4. Прием подачи и первая передача в зону 3

3

3

5. Нападающий удар по мячу через сетку с набрасывания
тренера

3

3

6. Чередование способов передачи и приема мяча сверху,
снизу (количество серий)

10

10

Контрольно-переводные нормативы по технической подготовке на учебнотренировочный этап (девушки и юноши)
№ Контрольные нормативы
Этап начальной
Учебноп/п
подготовки (на тренировочный
конец учебного
этап
года)
(на конец
учебного года)
1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4
4
4

2. Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4

3. Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной
(чередование)

-

-

4. Подача на точность:
10-12 лет - верхняя прямая; 13-15 лет-верхняя прямая
по зонам; 16-17 летв прыжке

3

3

5.

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17
лет с низкой передачи)

6.

Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из
зоны 4 в зону 1 (16-17 лет с передачи за голову)

7.

Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность

8.

Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность

9.

Блокирование одиночное нападающего из зоны 4 (2) по
диагонали

2

3

Контрольные нормативы по физической подготовке
по годам обучения (юноши)
Контрольные нормативы
Группы
начальной
подготовки

№
п/п

Учебнотренировочные
группы

1-й год

2-й год

1.

Длина тела, см

160

164

2.

Бег 30 м, с

5,5

5,3

3.

Бег 30 м (5х6м), с

12,0

11,5

4.

Бег 92 м с изменением направления, «елочка», с

—

—

5.

Прыжок в длину с места, см

185

200

6.

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

40

45

7.

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками,
м:
-сидя
-стоя

5,8 11,0

6,6 11,5

8.

Становая сила, кг

70

86

Контрольные нормативы по физической подготовке
по годам обучения (девушки)
Контрольные нормативы
Группы
начальной
подготовки

№
п/п

Учебнотренировочные
группы

1-й год

2-й год

1.

Длина тела, см

157

162

2.

Бег 30 м, с

5,9

5,8

3.

Бег 30 м (5х6м), с

12,2

11,9

4.

Бег 92 м с изменением направления, «елочка», с

-

-

5.

Прыжок в длину с места, см

165

175

6.

Прыжок вверх с места толчком двух ног, см

34

38

7.

Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками,
м:
-сидя
-стоя

4,0
8,0

8.

Становая сила, кг

55

5,0 9,0

61

Контрольно-переводные нормативы по технической подготовке (девушки и юноши)

№ Контрольные нормативы
п/п

Этап начальной
подготовки (на
конец учебного
года)
1-й год
3

Учебнотренировочный
этап
(на конец
учебного года)
2-й год
3

3. Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной
(чередование)

-

-

4. Подача на точность:
10-12 лет - верхняя прямая; 13-15 лет-верхняя прямая
по зонам; 16-17 летв прыжке

3

3

1. Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4

2. Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4

5.

Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17
лет с низкой передачи)

6.

Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из
зоны 4 в зону 1 (16-17 лет с передачи за голову)

7.

Прием подачи из зоны 5 в зону 2 на точность

8.

Прием подачи из зоны 6 в зону 3 на точность

9.

Блокирование одиночное нападающего из зоны 4 (2) по
диагонали

2

3

4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА.

Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с
волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками.
Спортивный инвентарь:
волейбольные мячи -15-20 штук;
набивные мячи - на каждого обучающегося;
перекладины для подтягивания в висе – 5 штук;
гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося;
волейбольная сетка;
гимнастические маты;
баскетбольные и теннисные мячи -10-15 штук;
Спортивные снаряды:
гимнастические скамейки – 3-5 штук;
гимнастическая стенка – 6 пролетов.
V. ЛИТЕРАТУРА
1. Банников A.M., Костюков ВВ. Пляжный волейбол (тренировка, техника, тактика). Краснодар, 2001.
2. Волейбол: поурочная учебная программа для ДЮСШ и СДЮШОР. -М., 1982 (ГНП),
1983 (УТТ), 1985 (ГСС).
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. - М., 1998.
8. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М, 1998.
9. Никитушкип В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.-М., 1998.
10. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. М, 1982.
11. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
12. Современная система спортивной подготовки /Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н.
Шустина. - М., 1995.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».