Бугаева Наталья Владим ировна Подписано цифровой подписью: Бугаева Наталья Владимировна DN: cn=Бугаева Наталья Владимировна, o=муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 10 имени Заслуженного учителя Российской Федерации В.И. Очередько , email=shkola10sadki@mail.ru, c=RU ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» Личностные Освоение программы предмета вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования в части: гражданско-патриотического воспитания: − становление ценностного отношения к своей Родине - России, малой родине - Кубани; − осознание себя гражданином России и жителем Краснодарского края; − сопричастность прошлому, настоящему и будущему родного края; − осознание чувства гордости за свою малую родину, проявление уважения к своему и другим народам; − первоначальные представления о человеке как члене общества, о его правах и ответственности, нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений; духовно-нравственного воспитания: − признание индивидуальности каждого человека, его возможностей, способностей; − проявление понимания и сопереживания, доброжелательности и отзывчивости; − неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; − эстетического воспитания: − уважительное отношение и интерес к культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству народов, населяющих Краснодарский край; − стремление к самовыражению в разных видах творческой деятельности; − использование полученных знаний в разных видах художественной деятельности; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: − соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); − бережное отношение к физическому и психическому здоровью; трудового воспитания: − осознание ценности труда в жизни человека и общества; − мотивация к труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям; − ответственное потребление, бережное отношение к результатам труда; − посильное участие в различных видах трудовой деятельности; − проявление интереса к различным профессиям; экологического воспитания: − осознание роли человека в природе и обществе; − принятие экологических норм поведения; − бережное отношение к природе, неприятие действий, причиняющих ей вред; − осознание проблем во взаимоотношениях человека и животных; ценности научного познания: − понимание необходимости изучения родного края; − осознание социальной роли учащегося, потребности в саморазвитии личности; − проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний с использованием различных информационных средств. Метапредметные Познавательные УУД: Базовые логические действия: − понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь человека и общества), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; − устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению ребёнка, делать выводы; − находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; − сравнивать объекты окружающего мира, определять основания для сравнения, устанавливать аналогии; − выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. Базовые исследовательские действия: − формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий в различных ситуациях, а также их последствия; − выбирать из нескольких вариантов решения учебных задач наиболее подходящий в зависимости от условий, собственного опыта и иных параметров; − проводить (по предложенному, самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, интервьюирование, исследование; − моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе, социуме («лента времени»; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); − находить способы решения проблем творческого и поискового характера; − формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого исследования. Работа с информацией: − использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебных задач; − находить и использовать текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; − читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); − находить в предложенном источнике информацию согласно заданному алгоритму; − распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или используя предложенный учителем способ её проверки; − соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью педагога, родителей); − анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; − фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, таблица). Коммуникативные УУД: − признавать возможность существования разных точек зрения в ходе общения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; − соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; задавать вопросы, высказывать суждения; проявлять уважительное отношение к собеседнику; − создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); − конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; − участвовать в обсуждении прослушанного или прочитанного текста: слушать собеседника, высказывать своё мнение, отвечать на вопросы по теме; − объяснять значение терминов и понятий по изученной теме; − описывать своё настроение после прослушивания (чтения) стихотворений, сказок, рассказов; − находить ошибки и восстанавливать деформированный текст; − готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.). Регулятивные УУД: Самоорганизация: − осознавать цель и планировать самостоятельно (или с небольшой помощью взрослого) действия по решению учебной задачи; − выстраивать последовательность выбранных действий и операций. Самоконтроль: − осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; − оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их; − находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью взрослого); − предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. Самооценка: − оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их; − объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, других учеников. Совместная деятельность: − понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебных задач; − совместно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат коллективной работы; − выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; − проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; − активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по кубановедению); − ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общее дело. Предметные 1 класс Учащийся научится: − называть свое полное имя, имена и отчества родных, домашний адрес; − работать с картой-схемой и находить изучаемые объекты; − называть адрес школы, основные помещения в здании школы, определять их месторасположение и предназначение; − соблюдать школьные традиции; − ориентироваться на местности вблизи школы и дома; − использовать полученные знания для определения местонахождения социально значимых объектов (учреждений культуры, образования, бытового и медицинского обслуживания) в своём населённом пункте; − выбирать наиболее безопасный путь из дома в школу и обратно; − рассказывать об основных достопримечательностях своего населённого пункта; − определять по внешним признакам животных и растения своей местности; − применять правила ухода за домашними животными и комнатными растениями; − оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе родного края; − соблюдать правила поведения в социуме; − характеризовать специфику профессий жителей своего населённого пункта; − составлять рассказы-описания по фотоиллюстрациям, а также на основе личных наблюдений; − соблюдать правила поведения в общественных местах, проявлять осторожность в ситуациях, опасных для жизни; − реализовывать коллективный исследовательский (творческий) проект. 2 класс Учащийся научится: − показывать на физической карте страну проживания, Краснодарский край и местоположение своего населённого пункта, отмечать на контурной карте основные изучаемые объекты; − различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг), официальные символы Краснодарского края, а также своего района (города); − проявлять уважение к государственным символам России и официальным символам Краснодарского края; семейным ценностям, традициям своего народа и других народов Кубани, соблюдать правила поведения в общественных местах; − приводить примеры крупных населённых пунктов (Краснодар, Сочи, Новороссийск, Армавир) и водоёмов (Чёрное море, Азовское море, река Кубань) Краснодарского края, а также водоёмов своей местности; − характеризовать особенности времён года на территории края и в месте своего проживания; − распознавать особенности рельефа своей местности; − распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, группировать их по предложенным признакам; − приводить примеры растений (в том числе лекарственных и ядовитых) и животных своей местности, различать их; − формулировать и соблюдать правила защитников природы; − осознавать роль и значение Красной книги для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных; − составлять рассказ о строительстве хат в кубанских станицах; − характеризовать на основе предложенного плана или опорных слов достопримечательности своего населённого пункта; − описывать особенности труда и быта земляков; − использовать в своей речи кубанские пословицы и поговорки; − анализировать информацию о кубанских поэтах, художниках, характеризовать их произведения; − рассказывать о выдающихся людях своего района (города); − анализировать, классифицировать изучаемые объекты; − составлять мини-проекты - книжки-малышки по изучаемым темам. 3 класс Учащийся научится: − находить и показывать на карте территорию Краснодарского края и его административный центр - г. Краснодар; − приводить примеры названий районов и городских округов края; − проявлять интерес к изучению истории Краснодарского края и города Краснодара; − распознавать по фотографиям и рисункам природные объекты, историко-культурные достопримечательности родного края, в том числе особо охраняемые; − проявлять уважение к памяти героев-земляков - защитников Отечества; − использовать разные источники информации, в том числе ресурсы Интернета, для составления рассказов об истории своей семьи, фотоальбомов; − составлять родословное древо; − различать символы Краснодарского края, проявлять к ним уважение; − соблюдать правила поведения во время исполнения гимна, поднятия и спуска флага; − соблюдать правила нравственного поведения в социуме, проявлять толерантность в общении с другими людьми, в том числе со сверстниками; − уважать историю и культуру других народов, их ценности и традиции; − составлять небольшие рассказы о выдающихся земляках; − проявлять интерес к изучению фольклора народов Кубани; − ценить труд кубанских мастеров-умельцев, способствовать сохранению традиций народных мастеров; − распознавать формы земной поверхности края; − приводить примеры природных явлений, характерных в целом для края и для своей местности; − соблюдать правила поведения во время стихийного бедствия; − приводить примеры названий водоёмов и рек Краснодарского края, указывать их существенные признаки и характерные свойства; − описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления природы; − различать полезные ископаемые, добываемые в крае, приводить примеры их использования в хозяйстве; − приводить примеры типов почв, сформировавшихся на территории края, осознавать их роль и значение в природе и хозяйственной деятельности людей; − показывать на карте изучаемые природные объекты; − различать наиболее распространённых в Краснодарском крае представителей царства грибов, растительного и животного мира, проводить их простейшую классификацию; − распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям; − составлять развёрнутые высказывания по заданной теме, сопровождая выступление иллюстрациями (презентацией); − выполнять проектные задания по теме, фиксировать результаты практической работы, обобщать полученные результаты и делать выводы; − понимать необходимость безопасного для здоровья использования электронных средств обучения, а также интернет-ресурсов для поиска необходимой информации. 4 класс Учащийся научится: − называть официальные символы Краснодарского края, осознавать их значение; − проявлять уважение к официальной символике региона, исполнять гимн Краснодарского края; − определять местоположение Краснодарского края на карте России; − различать природные зоны Краснодарского края; − показывать изученные объекты на физической, административной и исторической картах; − определять место исторического события на «ленте времени»; − характеризовать природные богатства родного края и рассказывать об их использовании человеком; − составлять рассказ об особенностях хозяйственной деятельности жителей Краснодарского края; − понимать роль заповедников и заказников, находящихся на территории края, в природоохранной деятельности; − обсуждать важнейшие экологические проблемы региона и пути их решения; − рассказывать о важнейших событиях в общественной, спортивной и культурной жизни Кубани; − определять хронологическую последовательность основных событий (исторических, культурных, спортивных); − находить необходимые источники информации для решения учебных задач; − составлять краткие сообщения об особенностях культуры и быта народов, населяющих территорию Краснодарского края; − рассказывать о достопримечательностях кубанского региона; − создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о выдающихся деятелях Кубани; − описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделяя их существенные признаки; − выполнять исследовательские и творческие проекты; − соблюдать правила безопасного поведения в обществе; − использовать в повседневной жизни знание правил безопасного поведения в сети Интернет. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» В соответствии письмом министерства образования, науки и молодежной политики Краснодарского края от 08.08.2016 г. № 13-13834/16-1«О преподавании учебного предмета (курса) ОПК в 2016-2017 учебном году» в каждый год обучения (1-11 класс) учебного предмета «Кубановедение» вводится тематический раздел «Духовные истоки Кубани» (4 часа). 1 класс Введение (1 час) Раздел 1. «Я и моя семья» (7 часов) Будем знакомы! Кто Я? Какой я? Любимые занятия. Моя семья. Обязанности и увлечения в нашей семье. Семейные традиции. Итоговый урок по разделу 1. Раздел 2. Моя школа (6 часов). Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные традиции. Школьные поручения и обязанности. Мой режим дня. Мои одноклассники. Правила школьной дружбы. Итоговый урок по разделу 2. Раздел 3. Я и мои родные места (8 часов). Главный город Краснодарского края. Достопримечательности. Мой адрес. Улица, на которой я живу. Правила поведения в общественных местах. Труд жителей моего населённого пункта. Итоговый урок по разделу 3. Раздел 4. Природа вокруг меня (6 часов). Что где растёт, кто где живёт. Забота о домашних животных и комнатных растениях. Красота природы моей местности. Итоговый урок по разделу 4. Итоговый урок (1 час). Творческий проект «Я и моя малая родина». Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 часа) Семья. Родители. Родительская любовь и благословение. Традиции казачьей семьи. Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы. Достопримечательности. Духовные святыни моей малой Родины. Универсальные учебные действия Познавательные: − понимать, что информация может быть представлена в разной форме: текст, иллюстрация, видео и др.; − анализировать текст: обсуждать содержание, задавать вопросы по теме; − соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием; − приводить примеры любимых занятий, называть предметы, которые помогают узнать чтото новое; − различать понятия «согласная семья», «реликвия», «обязанности», «поручения», «увлечения», «традиции» (семейные и школьные), «режим дня», «достопримечательности»; − проводить несложные наблюдения в природе, устанавливать взаимосвязи между природными объектами, делать выводы; − приводить примеры животных и растений своей местности, в том числе тех, что занесены в Красную книгу; − конструировать правила безопасного поведения в среде обитания. Коммуникативные: − участвовать в беседе по теме, слушать собеседника, отвечать на вопросы, высказывать своё мнение, уважительно относиться к иному мнению; − воспринимать разные точки зрения; − объяснять своими словами значение изученных понятий; − делиться впечатлениями после прослушивания (чтения) стихотворений, рассказов; − воспроизводить название своей страны, её столицы, своего края, его главного города, а также своего места жительства; − составлять небольшой рассказ на тему: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Мой режим дня», «Правила школьной дружбы», «Место, где я живу» и др.; − сравнивать домашних и диких животных своей местности, объяснять, чем они различаются. Регулятивные: − понимать и удерживать внимание на поставленной учебной задаче (в случае необходимости обращаться за помощью к учителю); − сравнивать свой режим дня с общепринятыми правилами здорового образа жизни; − проявлять желание самостоятельно находить необходимую информацию, совершенствовать навыки учебной деятельности; − оценивать свои успехи/трудности в изучении родного края (с небольшой помощью учителя); − оценивать степень соблюдения правил поведения школьника. Совместная деятельность: − ответственно выполнять свою часть работы, конструктивно взаимодействовать с одноклассниками, проявлять терпение, умение договариваться; − проявлять желание работать в парах, небольших группах; − выявлять случаи нарушения правил общения, стараться устранять возникающие конфликты. 2 класс Введение (1 час). Что будем изучать во 2 классе на уроках кубановедения? Раздел 1. Земля отцов - моя земля (2 часа). Понимание слова «родина». Наша Родина - Россия. Малая родина - Кубань. Краснодар - главный город края. Официальные символы Краснодарского края. Правила поведения при исполнении гимна. Флаг и герб своего района (города). Раздел 2. Природа моей местности (12 часов). Времена года на Кубани. Сезонные изменения на Кубани в природе и жизни людей. Дары кубанской земли. Формы земной поверхности. Гора Цахвоа (3345 м) - самая высокая в Краснодарском крае. Поверхность своей местности. Чёрное и Азовское моря, река Кубань. Города Черноморского побережья. Водоёмы своей местности. Обитатели водных объектов. Правила поведения у водоёмов. Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Группы растений. Растения своей местности, в том числе лекарственные и опасные для человека. Животный мир Краснодарского края и своей местности. Красная книга. Правила защитников природы. Мои исследования: «Значение растений и животных в жизни людей» (на примере своей местности). Раздел 3. Населённые пункты (5 часов). Города и другие населённые пункты Краснодарского края. Краснодар - административный центр края. Казачья станица. Современные сельские населённые пункты Кубани. Атамань - музей под открытым небом. Происхождение названия и история образования своего населённого пункта. Мои исследования: «Мой населённый пункт». Раздел 4. Труд и быт моих земляков (9 часов). Семейные традиции кубанцев. Рецепты кубанской кухни. День кубанской семьи. Уклад кубанской семьи в прошлом и в настоящее время. Моя семья, состав, традиции, обязанности и увлечения. Быт казаков в прошлом и в настоящее время. Ремёсла, получившие развитие на Кубани, в том числе в своей местности. Труженики родной земли. Профессии членов семьи и других жителей Кубани. Защитники родной земли. Города-герои и города воинской славы. Празднование Дня Победы на Кубани. Сохранение памяти о подвигах кубанцев в годы Великой Отечественной войны. Мои исследования: «Моя семья - моё богатство». Раздел 5. Духовные истоки Кубани (4 часа) Родная земля. Родина. Поклонные кресты. Духовные родники жизни. Религиозные традиции моих земляков. Красный угол. Икона. "Нет больше той любви, чем жизнь отдать за други своя". Итоговый урок (1 час). Повторяем, закрепляем, планируем. Универсальные учебные действия Познавательные: ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); различать символы Краснодарского края; различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); группировать растения, произрастающие на территории Краснодарского края: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); − группировать животных, обитающих на территории Краснодарского края: дикие и домашние, птицы и звери, рыбы и насекомые; − различать прошлое, настоящее, будущее; − объяснять смысл понятий «быт», «ремесло», «традиция». Работа с информацией: − различать информацию, представленную в тексте графически, ау- диовизуально; − читать информацию, представленную в схеме, таблице; − используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; − соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания; − уметь выделять в тексте главную и второстепенную информацию. Коммуникативные: − ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (поколение, старшее поколение, труженик, семейные традиции, предметы быта, культура поведения, родной край, регион, населённые пункты); − понятия и термины, связанные с миром природы (времена года, дары природы, натюрморт, формы земной поверхности, водоёмы, реки, растительный мир, животный мир, Красная книга, заповедник); − понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация); − создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Моё любимое время года», «Поверхность моей местности» и другие); − формулировать высказывания-рассуждения (например, особенности горной и равнинной местности, связь внешнего вида дерева с его названием, польза и вред ядовитых растений); − объяснять смысл пословиц; − приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу Краснодарского края; − описывать современные события от имени их участника. Регулятивные: − следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; − контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; − оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и учеников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. − Совместная деятельность: − строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; − оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; − уметь работать в парах (группах), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; − определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. − − − − 3 класс Введение (1 час). Изучаем край родной. Раздел 1. На Кубани мы живём (9 часов). Города и районы Краснодарского края. Екатеринодар-Краснодар. Символика Краснодарского края: история и современность. Добрые соседи. Майкоп - столица Республики Адыгея. Наши знаменитые земляки. Дети-герои. Проектная деятельность по теме «Живая история нашего края». Раздел 2. Нашему роду нет переводу (10 часов). Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя. Имена в твоей семье. Из истории кубанских фамилий. Народные обычаи и традиции. С верою в сердце. Кубанский фольклор. Кубанские умельцы. Проектная деятельность по теме «Нашему роду нет переводу». Раздел 3. Нет в мире краше родины нашей (10 часов). Рельеф Краснодарского края. Природные явления и стихийные бедствия. Правила поведения во время стихийных бедствий. Водоёмы и реки родного края. Полезные ископаемые и их использование. Типы почв, защита и охрана почвенного слоя. Грибы. Правила сбора. Растительный и животный мир Кубани. Проектная деятельность по теме «Музей природы родного края». Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа) Святые источники Кубани. Храмы. Внутреннее и внешнее устройство. Именины. Подвиг материнства. Универсальные учебные действия Познавательные: − проводить несложные наблюдения в природе по предложенному или самостоятельно составленному плану; на основе результатов совместных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; − устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями жизни животного (растения); − определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и явлениями; − различать понятия «земляки», «радетели», «родословная», «фольклор», «заказник», заповедник», «курень», «старожил»; − соотносить историческое событие с датой (историческим периодом). Работа с информацией: − находить и показывать на карте территорию Краснодарского края, читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; − находить по предложению учителя информацию в разных источниках: текстах, таблицах, схемах, в том числе в информационно-коммуникационной сети Интернет (в условиях контролируемого входа); − соблюдать правила безопасности при работе в информационной среде. Коммуникативные: − ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и термины с их краткой характеристикой: − понятия и термины, связанные с социальным миром (безопасность, города и районы края, административный центр, численность населения края, губернатор, ЗСК, администрация, символы Краснодарского края, памятники культуры, многонациональное население края, соседние субъекты РФ, земляки, радетели, родовое древо, обычаи, традиции, вера); − понятия и термины, связанные с миром природы (формы земной поверхности своей местности, природные явления, водоёмы и реки, полезные ископаемые, почвы, грибы, растения, животные, Красная книга); − понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятельностью (опасные ситуации, их прогнозирование); − описывать (характеризовать) условия жизни в Краснодарском крае; − описывать (характеризовать) отдельные страницы истории родного края (в пределах изученного). Регулятивные: − планировать шаги по решению учебной задачи, контролировать свои действия (при небольшой помощи учителя); − устанавливать причину возникающей трудности или ошибки, корректировать свои действия. Совместная деятельность: − участвуя в совместной деятельности, исполнять роль руководителя (лидера), подчинённого; − оценивать результаты деятельности участников, положительно реагировать на советы и замечания в свой адрес; − выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; − самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения. 4 класс Введение (1 час). Мой край на карте России. Раздел 1. Береги землю родимую, как мать любимую (9 часов). Природные зоны Краснодарского края. Заповедники, заказники, школьные лесничества, расположенные на территории края. Роль водоёмов в природе и жизни человека. Использование и охрана водоёмов. Типы почв. Защита и охрана почв. Полезные ископаемые края, их использование. Значение природных богатств Краснодарского края для жителей России. «Береги землю родимую, как мать любимую» (проектная работа). Раздел 2. Земля отцов - моя земля (12 часов). Как изучают историю Кубани: исторические источники. Вещественные исторические источники. История Кубани в архитектуре. Жилища людей разных эпох. Екатеринодар-Краснодар. Современный облик административного центра. Вещи рассказывают о прошлом. Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник имени Е. Д. Фелицына. Предметы быта различных эпох. Одежда жителей Кубани в прошлом и настоящем. Народные ремёсла и промыслы на Кубани. Письменные исторические источники. История Кубани в документах, литературных, научных источниках. Современные письменные источники. Символика Краснодарского края: гербы городов и районов. Устная история родного края. Обычаи и традиции народов, живущих на Кубани. «Земля отцов - моя земля» (проектная работа). Раздел 3. Жизнь дана на добрые дела (8 часов). Просветители земли кубанской. Защитники Отечества. Труженики полей. Наши земляки гордость страны. Радетели земли кубанской. Ты - наследник земли отцов. «Жизнь дана на добрые дела» (проектная работа). Раздел 4. Духовные истоки Кубани (4 часа) Библия. Библиотеки. Культурное наследие Кубани. Музеи – хранители материальной и духовной культуры. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «КУБАНОВЕДЕНИЕ» № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Разделы, темы Введение. Я и моя семья Моя школа Я и мои родные места Природа вокруг меня Итоговый урок Земля отцов – моя земля Природа моей местности Населённые пункты Труд и быт моих земляков На Кубани мы живем авторской программе 4 7 6 8 6 2 2 12 5 9 Количество часов по рабочей программе 1 2 3 4 класс класс класс класс 1 7 6 8 6 1 1 1 1 2 12 5 9 9 1 12. Нашему роду нет переводу 13. Нет в мире краше родины нашей 14. Береги землю родимую, как мать любимую 15. Земля отцов – моя земля 16. Жизнь дана на добрые дела 17. Духовные истоки Кубани 10 10 9 Итого: 16 135 4 33 4 34 4 34 12 8 4 34