Программа дополнительного образования на 2024-2025

Бугаева
Наталья
Владим
ировна

Подписано цифровой
подписью: Бугаева Наталья
Владимировна
DN: cn=Бугаева Наталья
Владимировна,
o=муниципальное
бюджетное
общеобразовательное
учреждение основная
общеобразовательная
школа № 10 имени
Заслуженного учителя
Российской Федерации
В.И. Очередько ,
email=shkola10sadki@mail.r
u, c=RU

СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел образовательной программы дополнительного образования…стр. 3
Пояснительная записка…………………………………………………………..…стр. 3
Цели и задачи дополнительного образования…………………………………….стр. 6
Концептуальная основа дополнительного образования………………………….стр. 6
Содержательный радел образовательной программы дополнительного
образования…………………………………………………………….…………....стр. 8
Содержание дополнительного образования……………………………….………стр. 8
Условия реализации дополнительного образования…………………….………..стр. 11
Планируемые результаты освоения программы……………………….………….стр. 12
Организационный раздел образовательной программы дополнительного
образования……………………………………………………………………….....стр. 13
Учебный план МБОУ ООШ №10 по реализации образовательной программы
дополнительного образования на 2024-2025 учебный
год………………………………………………………………………………...…..стр. 14
Аннотация к общеобразовательным программам………………………….……...стр. 15

2

1.

Целевой раздел образовательной программы дополнительного
образования
Пояснительная записка

Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс
воспитания, развития личности и обучения посредством реализации
дополнительных общеразвивающих программ, оказания дополнительных
образовательных услуг и информационно – образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека,
государства.
Реализация дополнительного образования обучающихся МБОУ ООШ
№10 (далее - Учреждение) по общеразвивающим программам осуществляется
на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Изменения, внесенные в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании
в РФ» и вступившие в силу 01.07.2020 года;
3. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся».
4. Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации
от 4сентября 2014 г. № 1726-р;
5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года // Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образованиедетей»,
утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому
развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 г.
№ 11;
7. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка», утвержденный 07
декабря 2018 года;
8. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 196);
9. Приказ Министерства Просвещения РФ от 30 сентября 2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам, утвержденный приказом
3

Министерства Просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. № 196» (Далее –
Приказ № 533);
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2
«Об
утверждении
порядка
применения
организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных
технологий
при
реализации образовательных программ»
11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 декабря 2014 г.
«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии
оценки качества образовательной деятельности организаций,
осуществляющих образовательную деятельность»;
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года № 170
«Об утверждении методики расчета показателя национального проекта
«Образование» «Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных
дополнительным образованием»;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодёжи»;
14. Письмо Минобрнауки РФ «О направлении методических рекомендаций
по организации независимой оценки качества дополнительного
образования детей» № ВК-1232/09 от 28 апреля 2017 года;
15. Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерствообразования
и науки РФ;
16. Приложения к письму Министерства образования и науки
Краснодарского края от 06.07.2015 г. № 13-1843/15-10 «Методические
рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ и программ электронного обучения»;
17. Краевые
методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ от
2020 г.
18. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (Собрание
законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133);
19. Устав МБОУ ООШ №10

Дополнительное образование в соответствии с частью 1 статьи 75
4

Федерального закона № 273 – ФЗ направлено на формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей в интеллектуальном, духовно-нравственном,
физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни
в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку
детей, проявивших выдающиеся способности. Программы дополнительного
образования составлены с учетом возрастных и индивидуальных
способностей детей.
Дополнительное образование позволяет создавать условия для
оптимального развития личности и наиболее полного удовлетворения
образовательных потребностей детей и их родителей, что особенно важно,
поскольку не все дети обладают способностями к академическому учению.
Дополнительное образование в Учреждении создано в целях реализации
процесса становления личности, разностороннего развития личности в
разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование детей
является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового
образования, удовлетворяющим потребности детей в самообразовании.
Образовательная деятельность по дополнительным программам
направлена на:
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в
интеллектуальном,
художественно-эстетическом,
нравственном
и
интеллектуальном развитии, а также занятиях физической культурой и
спортом;
- формирование культуры здорового и безопасного образа жизни,
укрепление здоровья обучающихся;
- обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического,
военно-патриотического и трудового воспитания обучающихся;
- выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также
лиц, проявивших выдающиеся способности;
- профессиональную ориентацию обучающихся;
- социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
- формирование общей культуры обучающихся;
- удовлетворение образовательных потребностей и
интересов
обучающихся.

5

Цели и задачи дополнительного образования
Основные цели и задачи дополнительного образования обучающихся
Учреждения соответствуют Концепции развития дополнительного
образования обучающихся.
Целью дополнительного образования является формирование и развитие
творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных
потребностей
в интеллектуальном,
нравственном
и физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья, организация их свободного времени.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного
образования программ, имеющих техническую, естественнонаучную,
физкультурно-спортивную, художественную, туристско-краеведческую и
социально-педагогическую направленности, и внедрения современных
методик обучения и воспитания детей, развития их умений и навыков.
Основными задачами дополнительного образования обучающихся
являются:
- изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном
образовании детей;
- обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного
образования по общеразвивающим программам;
- обеспечение необходимых условий для личностного, духовнонравственного, трудового развития и воспитания обучающихся;
- формирование условий для создания единого образовательного
пространства;
- формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
- формирование общей культуры личности обучающихся, их
социализации и адаптации к жизни в обществе;
- формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья
обучающихся;
- создание максимальных условий для освоения обучающимися
духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и
культуре своего народа.
Концептуальная основа дополнительного образования Учреждения
Актуальность и педагогическая целесообразность организации
дополнительного образования в Учреждении заключается в том, что оно,
дополняя возможности и потенциалы общего образования, помогает
обеспечивать непрерывность образования, развивать и осуществлять в полной
мере технологии и идеи личностно-ориентированного образования.
Деятельность школы по дополнительному образованию детей строится на
следующих принципах:

6

- природосообразности: принятие ребенка таким, каков он есть. Природа
сильнее, чем воспитание. Все дети талантливы, только талант у каждого свой,
и его надо найти. Не бороться с природой ребенка, не переделывать, а
развивать то, что уже есть, выращивать то, чего пока нет;
- гуманизма: через систему мероприятий обучающиеся включаются в
различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха
каждого ребенка;
- демократии: совместная работа школы, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры направлена также на обеспечение каждому
ребенку
максимально
благоприятных
условий
для
духовного,
интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и
образовательных потребностей;
- творческого развития личности: каждое дело, занятие (создание
проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) –
творчество обучающегося (или коллектива обучающихся) и педагогов;
- свободного выбора каждым ребенком вида и объема деятельности:
свобода выбора объединений по интересам - не неформальное общение,
отсутствие жесткой регламентации делают дополнительное образование
привлекательным для обучающихся любого возраста;
- дифференциация образования с учетом реальных возможностей
каждого обучающегося: существующая система дополнительногообразования
обеспечивает сотрудничество обучающихся разных возрастов и педагогов.
Особенно в разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою
инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в
коллективе, учитывая интересы других.
Функции дополнительного образования:
- образовательная – обучение ребенка по дополнительным
общеобразовательным программам, получение им новых знаний;
- воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения,
формирование в гимназии культурной среды, определение на этой основе
четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их
приобщение к культуре;
- информационная – передача педагогом ребенку максимального объема
информации (из которой последний берет столько, сколько хочет и может
усвоить);
- коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и
дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное
время;
- рекреационная- организация содержательного досуга как сферы
восстановления психофизических сил ребенка;
- интеграционная – создание единого образовательного пространства
школы;
- компенсаторная – освоение ребенком новых направлений
деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование
7

и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания
общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий
достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;
- социализация – освоение ребенком эмоционального опыта,
приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных
качеств, необходимых для жизни;
- самореализация – самоопределение ребенка в социально и культурно
значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха,
личностное саморазвитие.
Перечисленные
позиции
составляют
концептуальную
основу
дополнительного образования детей, которая соответствует главным
принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и
самоценности человека, его права на самореализацию, личностноравноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его
интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.
2.

Содержательный раздел образовательной программы
дополнительного образования
Содержание дополнительного образования

Дополнительное образования обучающихся Учреждения реализуется
через техническую, естественно-научную, физкультурно-спортивную,
художественную и социально-педагогическую направленности.
Целью технической направленности дополнительного образования
является развитие интереса детей к технике как объекту творчества,
формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии,
обогащение личности, содействие приобретению практических умений,
творческих способностей талантливой молодёжи.
Целью художественной направленности является: нравственное и
художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе
дополнительного образования. В ходе достижения этой цели задачами
объединений являются:
- развитие способности эстетического восприятия прекрасного, вызов
чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие
творческих способностей;
- развитие эстетического восприятия произведений музыкальной
культуры, произведений искусства, природы;
- способствование социальной адаптации обучающихся посредством
приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности
при общении в коллективе;
- формирование художественно-эстетических знаний, умений и навыков.
Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного
образования является воспитание и привитие навыков физической культуры
8

обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни. Работа с
учащимися предполагает решение следующих задач:
-создание условий для развития физической активности с соблюдением
гигиенических норм и правил;
- формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к
победе и проигрышу;
- организация межличностного взаимодействия на принципах успеха.
Программы
естественно-научной
направленности
в
системе
дополнительного образования ориентированы на развитие познавательной
активности, самостоятельности, любознательности, на дополнение и
углубление школьных программ по математике, физике, биологии, экологии,
химии, способствуют формированию интереса к научно-исследовательской
деятельности обучающихся.
Естественно-научная направленность включает следующие группы
программ: учебно-исследовательская деятельность и изучение за страницами
учебников целого ряда дисциплин: астрономия, математика, химия, физика,
информатика, геология, география, природоведение, медицина и др. Большое
внимание уделяется экологическому просвещению и повышению уровня
экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и
правовых принципов природопользования.
Задачи:
-формирование системы знаний об экологических проблемах
современности и путей их разрешения;
-формирование мотивов, потребностей и привычек экологически
целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-развитие интеллектуального стремления к активной деятельности по
охране окружающей среды(способности к анализу экологических ситуаций).
Социально-педагогическая направленность в системе дополнительного
образования ориентирована на изучение психологических особенностей
личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик
самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как
члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в
коллективе. Социальное самоопределение детей и развитие детской
социальной инициативы является одной из главных задач социальнопедагогического направления, которая актуальна прежде всего потому, что
сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной
действовать
универсально,
владеющей
культурой
социального
самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в
социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Содержание образовательных программ соответствует:
 достижениям мировой культуры, российским традициям;
 определенному уровню образования;
 направленностям дополнительных общеразвивающих программ;
 современным образовательным технологиям, которые отражены:
9

- в принципах обучения;
- в формах и методах обучения;
- в методах контроля и управления образовательной деятельностью;
- в средствах обучения.
Используемые методы организации образовательной деятельности в
системе дополнительного образования Учреждения:
 практические (упражнения, самостоятельные задания)
 наглядные (наглядные пособия, технические средства обучения)
 демонстрационные (экскурсии, посещение культурологических
учреждений)
 дидактические (использование обучающих пособий)
 иллюстративные
(использование
иллюстративного
материала
художественной и периодической печати)
 словесные (объяснение, рассказ, беседа, описание, разъяснение)
 игровые (основаны на игровой деятельности воспитанников)
 ассоциативные (основаны на ассоциациях – высших корковых функций
головного мозга)
 технологические (использование различных педагогическихтехнологий
в организации работы с детьми)
 репродуктивные (форма овладения материалом, основанная на
воспроизводящей функции памяти). Используются при повторении,
закреплении.
 Объяснительно-иллюстративные
(объяснение,
описание
на
иллюстративном фактическом материале)
 проблемные (проблемная ситуация, научный поиск)
 частично-поисковые (предположения, самостоятельность рассуждения,
постановка отдельных проблемных вопросов)
 исследовательские (самостоятельные наблюдения, исследовательские
задания)
Формы занятий: индивидуальные, групповые, фронтальные
Виды занятий:
 Игры (познавательные, творческие, диагностические, ролевые и
т.д.)
 Конкурс
 Фестиваль
 Соревнование
 Экскурсия
 Концерт
 Выставка
 Викторина и т.д.

10

Условия реализации образовательной программы дополнительного
образования
Развитие системы дополнительного образования детей зависит от
успешности решения целого ряда задач организационного, кадрового,
материально-технического, программно-методического, психологического
характера.
Организационно-педагогические условия направлены на развитие
системы дополнительного образования детей в Учреждении и способствуют
созданию единого воспитательного и образовательного пространства. Для
этого ежегодно анализируется социокультурная ситуация, учитываются
интересы и потребности детей и их родителей (законных представителей) в
дополнительном образовании. Важно также учесть особенности Учреждения,
его приоритетные направления работы, основные задачи, которые оно
призвано решать, а также сложившиеся традиции, материально-технические
и кадровые возможности.
Данные условия способствуют возможности взаимопроникновения,
интеграции основного и дополнительного образования детей.
Занятиями по программам дополнительного образования охвачены дети в
возрасте от 6,6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или
нескольких группах. Однако в соответствии с СанПиН, посещение ребенком
занятий более чем в 2-х объединениях (секций, студий и т.д.) не
рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и
неспортивного профиля.
Продолжительность занятий исчисляется в академических часах – 40 –
45 минут.
Учебный год в объединениях дополнительного образования начинается
с 1 сентября и заканчивается 20 мая текущего года.
Занятия проходят в следующих формах организации образовательного
процесса (в зависимости от содержания программы): индивидуальные,
групповые, массовые. Виды занятий по программе определяются
содержанием программы и могут предусматривать лекции, практические и
семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы,
мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной
работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды
учебных занятий и учебных работ.
Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет)
определяется содержанием программы и обеспечивает возможность
достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность
занятий определяется содержанием программы.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию обучающихся
(родителей (законных представителей)).
Обучение ведется в соответствии с календарным ученым графиком и
учебным планом дополнительного образования.
11

В МБОУ ООШ № 10 созданы необходимые условия для организации
дополнительного образования:
Кадровые условия – направлены на профессиональный рост педагогов
дополнительного образования. Поддерживается творческое сотрудничество
педагогов дополнительного образования с учителями-предметниками,
классными руководителями, совместное обсуждение волнующих всех
проблем (воспитательных, дидактических, общекультурных).
Психологические условия направлены на создание комфортной
обстановки, и, в частности, в рамках дополнительного образования детей,
способствующей творческому и профессиональному росту педагога. Об
успехах
в
области
дополнительного
образования
Учреждения
информируются все участники образовательных отношений.
Материально-технические условия обеспечивают:
1)
возможность достижения обучающимися определенных
результатов;
2)
соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований
пожарной и электробезопасности, охраны здоровья обучающихся и
охраны труда работников.
Планируемые результаты освоения программы
Одним из ключевых элементов дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы являются планируемые результаты ееосвоения
обучающимися, которые представляют собой систему ведущих целевых
установок освоения всех элементов, составляющих содержательнодеятельностную
основу
программы,
письменную
формулировку
предполагаемых достижений обучающегося, которые он сможет
продемонстрировать. При проектировании и реализации дополнительных
программ необходимо ориентироваться на метапредметные, предметные и
личностные результаты.
Метапредметные результаты означают усвоенные обучающимися
способы деятельности, применяемые ими как в рамках образовательного
процесса, так и при решении жизненных ситуаций; могут быть представлены
в виде совокупности способов универсальных учебных действий и
коммуникативных навыков, которые обеспечивают способность обучающихся
к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Личностные результаты выключают готовность и способность
обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, могут быть
представлены следующими компонентами: мотивационно-ценностными
(потребность в самореализации, саморазвитии, самосовершенствовании,
мотивация достижения, ценностные ориентации); когнитивными (знания,
рефлексия деятельности); эмоционально-волевыми (уровень притязаний,
самооценка, эмоциональное отношение к достижению, волевые усилия).
Предметные результаты содержат в себе систему основных элементов
12

знаний, которая формируется через усвоение учебного материала, и систему
формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и
направлены на их применение и преобразование; могут включать
теоретические знания по программе и практические умения, предусмотренные
программой.
Оценка образовательных результатов обучающихся по дополнительной
общеразвивающей программе носит вариативный характер. Инструменты
оценки достижений детей и подростков способствуют росту их самооценки и
познавательных интересов в дополнительном образовании, а также
возможности диагностировать мотивацию достижений личности.
Согласно Федеральному закону № 273 – ФЗ итоговая аттестация по
дополнительным общеразвивающим программам не предусматривает
проведение итоговой аттестации. Промежуточная аттестация может
проводиться в формах, определенных учебным планом (выставки, фестиваль
достижений, концерт и т.д.)
Реализация дополнительной общеразвивающей программы МБОУ ООШ
№10 позволит достичь следующих результатов:
1.
Нормативно-правовое обеспечение:
– сохранить государственные гарантии доступности дополнительного
образования детей;
– совершенствовать нормативную правовую базу, способствующую
развитию дополнительного образования.
2.
Ресурсное обеспечение:
– создать единое информационно-образовательное пространство
основного и дополнительного образования детей;
- улучшить материально-техническое оснащение дополнительного
образования детей;
- создать
условия
для поддержки профессионального
развитияпедагогических кадров;
- создать условия, стимулирующие развитие разных видов
направленности дополнительных общеразвивающих программ.
3. Обеспечение качества и непрерывности дополнительного
образования детей:
- организовать дополнительное образование в соответствии с
социальным заказом;
- содействовать
развитию
инновационного
движения
в
дополнительном образовании детей;
внедрять
интегрированные
программы
дополнительного
образования, направленные на социально-педагогическую поддержку
детей.
3.

Организационный раздел образовательной программы
дополнительного образования
13

Учебный план МБОУ ООШ № 10 по реализации образовательнойпрограммы
дополнительного образования
на 2024-2025 учебный год
Учебный
план
по
реализации
образовательной
программы
дополнительного образования Учреждения направлен на обеспечение
доступности, эффективности и качества дополнительного образования,
создание максимально благоприятных условий для раскрытия природных
способностей ребенка, индивидуализации обучения, развития творческого
потенциала личности школьников.
Учебный план ориентирован на пятидневную рабочую неделю и
составлен с учетом кадрового, программно-методического и материальнотехнического обеспечения образовательного процесса.

14

Учебный план по реализации образовательной программы
дополнительного образования на 2024 – 2025 учебный год

Объединение

Количество часовв
неделю

Всего часов по
программе в год
(34недели)

Баскетбол

3

102

Волейбол

3

102

3

102

1

34

История кубанского казачества

2

68

Спортивный туризм

1
3

68
102

Мини-футбол
Подвижные игры

Школьный музей

Аннотация к дополнительным общеобразовательным
общеразвивающим программам
Дополнительная общеобразовательная программа «Баскетбол»
Рабочая программа составлена на основе «Авторской педагогической разработке
(адаптационного типа) дополнительная образовательная программа «баскетбол» для обучающихся 1114 лет». Педагог дополнительного образования Л.Н. Мухаметшина – 2012г. Основу ее составляет
организация работы школьной спортивнойсекции.
Данная программа призвана
обеспечить
направлениедополнительного
физкультурного
образования учащихся общеобразовательного
учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела
«баскетбол».
Цель программы:
Формирование физической культуры занимающихся через освоение иминавыков игры в
баскетбол.
Задачи:
Обучающие:
-обучение и совершенствование умений
и навыков,
предусмотренныхпрограммой;
-обучение новым двигательным действиям, подготовка к выполнению норм физической
подготовленности, а также требований спортивнойклассификации ( по баскетболу);
-приобретение знаний и умений самостоятельно тренироваться с целью индивидуального
физического совершенствования;
-формирование спортивно-инструкторских и судейских знаний, умений и навыков;
-приобретение знаний в области гигиены и медицины, необходимых понятийи
теоретических сведений по ФКиС.
Воспитательные:
-формирование позитивной психологии общения и
коллективноговзаимодействия;
15

-формирование в потребности в занятиях спортом, основ индивидуальногоздорового
образа жизни.
Развивающие:
-расширение двигательного опыта за счет овладения двигательнымидействиями из
раздела «баскетбол»;
-развитие качеств необходимых для игры в баскетбол (быстроты, гибкости,ловкости,
координации).

Дополнительная общеобразовательная программа «Баскетбол»
Программа составлена на основе «Комплексной программы физического воспитания
учащихся 1-11 классов», В.И.Лях, А.А.Зданевич. – М.Просвещение, 2010. Срок реализации
программы – 1 год. Уровень обучения – базовый. Программа ориентирована на учащихся 13-15
лет (7-9 классы). Планирование рассчитано на 3 часа в неделю, 102 часа в год, т.к. Программа
предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу контрольных
нормативов, участие в соревнованиях.
В секцию принимаются дети, допущенные врачом к занятиям физической культурой.
Цель занятий:
-формирование интереса и потребности школьников к занятиям физической культурой и
спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ;
-укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию;
-обучение учащихся жизненно важным двигательным навыкам и умениям;
Задачи занятий:
-овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
-участвовать в спартакиаде школы и в районных соревнованиях по волейболу;
-развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту
движений, скоростно-силовые качества;
- воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость, организованность,
дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные
силы;
-воспитывать у учащихся волевые и психологические качества: смелость, решительность,
настойчивость, волю к победе

Дополнительная общеобразовательная программа «Мини-Футбол»
Данная программа является программой дополнительного образования, предназначенной для
внеурочной формы дополнительных занятий по физическому воспитанию общеобразовательного
учреждения. В секцию футбола привлекаются ребята в возрасте 11 – 14 лет.
Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом
комплектования групп кружка по футболу и рассчитан на последовательное и постепенное расширение
теоретических знаний, практических умений и навыков.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю) и реализуется в течение 34 учебных
недель.
Целью занятий в секции являются: разносторонняя подготовка и овладение рациональной
техникой; приобретение знаний, умений необходимых футболистам; воспитание трудолюбия,
дисциплины, взаимопомощи, чувства коллективизма.
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников
занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Слабая физическая
16

подготовка не позволяет им сдавать учебные нормативы по физической культуре в школе.
Поэтому одной из важнейших задач является привлечение как можно большего числа
школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической
подготовленности. Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки
занимающихся в секции является не только технико-тактическая подготовка юных футболистов, но и
общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического развития
школьников. Расширяется кругозор и интерес школьников к данному виду спорта.
В группе решаются определённые задачи:
укрепление здоровья и закаливание организма;
занятиям футболом;

привитие интереса к систематическим

 обеспечение всесторонней физической подготовки с преимущественным
 развитием быстроты, ловкости и координации движений;
- овладение техническими приёмами, которые наиболее часто и эффективно
 применяются в игре, и основами индивидуальной, групповой и командной тактики игры в
футбол;
освоение процесса игры в соответствии с правилами футбола; участие в соревнованиях по
футболу; изучение элементарных теоретических
 сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в футбол.

Дополнительная общеобразовательная программа «Подвижные игры»
«Подвижные игры» - кружок для учащихся начальной школы, дополняющий уроки физической
культуры.
Использование данного ресурса способствует повышению уровня двигательной активности до
уровня, обеспечивающего нормальное физическое, психическое развитие и здоровье детей;
обеспечиваются условия для проявления активности и творчества каждого ученика.
Цель данной программы – укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности,
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, формирование культуры
общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности.
Кружок является одной из форм физического воспитания, в процессе которого решаются
следующие задачи:
целенаправленное развитие физических качеств; совершенствование двигательных навыков,
изученных на уроках физической культуры;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми,
использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам
двигательной активности;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности,
отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе
двигательной активности.

Дополнительная общеобразовательная программа
«История и современность кубанского казачества»
Настоящий курс отражает принципы государственной политики Российской Федерации и
Краснодарского края в отношении казачества и направлен на
реализациюПостановления
Законодательного Собрания Краснодарского края от 23.03.2011 г. № 2493-П «Об утверждении
Концепции государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачества» и
Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.07.2008 г. № 644 «Об
17

утверждении Концепции развития общего, начального профессионального и дополнительного
образования на основе историко-культурных традиций кубанского казачества».
Цели курса.
Основной целью преподавания данного курса является патриотическое воспитание казачьей
молодежи на основе исторических и культурных традиций кубанского казачества.
Дополнительными целями являются:
- подготовка всесторонне развитых казаков, знающих свою историю, обычаи и традиции, и
способных интегрировать их в современной жизни;
- формирование у казачьей молодежи желания и стремления не просто называться казаками
или казачками, а осознано считать себя частью казачьего народа, быть казаками во всех смыслах этого
слова и прогнозировать свое будущее в неразрывной связи с Кубанью и Кубанским казачьим войском;
- формирование у казачьей молодежи задатков «казачьего лидера», использование которых
возможно в последующем в рамках деятельности в казачьих обществах.
Задачи курса:
- формирование у казачьей молодежи интереса к изучению истории кубанского казачества, а
также основных сфер жизнедеятельности современного Кубанского казачьего войска;
- укрепление роли казачьей семьи в воспитании юных казачат;
- укрепление связи между учащимися из числа казачьей молодежи и их родителями, с
казачьими обществами Кубанского казачьего войска и приходами Русской Православной церкви.
Преподавание данного курса рассчитано не только на получение учащимися информации по
той или иной теме из уст учителя, а подразумевает также и самостоятельное осмысление учащимися
полученных знаний, самостоятельно проводимую учащимися исследовательскую работу,
использование дополнительных источников информации, в том числе и посредством живого общения
учащихся с казаками-наставниками, атаманами казачьих обществ Кубанского казачьего войска и
священнослужителями.
Также, немаловажным является параллельное участие казачьей молодежи в мероприятиях
патриотической направленности, проводимых казачьими обществами Кубанского казачьего войска и
приходами Русской Православной Церкви, непосредственное участие в казачьих мероприятиях,
посвященных тем или иным историческим датам или значимым событиям в истории кубанского
казачества (таких как казачьи поминовения, День кубанского казачества, День реабилитации
кубанского казачества, очередные годовщины высадки черноморских казаков на Тамань, День Святого
Благоверного князя Александра Невского и др.) и организация экскурсий для детей по памятным
историческим казачьим местам Кубани, музеям, содержащим экспозиции казачьей тематики и
православным храмам.

Дополнительная общеобразовательная программа
«Спортивный туризм»
Содержание программного материала направлено на формирование системы знаний по истории
своего края, своей «малой Родины», основам пешеходного туризма, по организации и проведению
туристических походов.
Материал кружка имеет краеведческую направленность. Туристскокраеведческая деятельность
является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности,
способствует развитию интеллектуального уровня, развитию наблюдательности у детей, науки общения
со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, воспитанию бережного отношения к природе.
Цель программы – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности туризма для укрепления собственного здоровья и организации активного отдыха.
Программа направлена на решение следующих задач:
обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики пешеходного движения,
18

доврачебной медицинской помощи; приемам техники безопасности, организации быта в походах;
расширение и углубление знаний учащихся, получаемых на уроках географии, биологии, экологии,
истории, знаний о своей малой Родине;
развитие туристских умений, навыков, творческих, организаторских способностей через
совместную развивающую, познавательную деятельность;
воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному,
историческому наследию родного края;
формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и
укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым
ребенком собственной ответственности за свое здоровье.

Дополнительная общеобразовательная программа
«Школьный музей»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предназначена для
обучения детей в возрасте от 11 до 16 лет. Занятия по программе проводятся с объединением детей
разного возраста с постоянным составом. Учащиеся набираются по желанию. Программа рассчитана
на 34 часа в год. Сроки реализации: 2024-2025 гг.
Форма занятий очная, групповая. Занятия по 1 часу в неделю. Итого за год – 34 часа.
Особенности организации образовательного процесса, виды занятий.
Для обучения создаётся разновозрастная группа. Занятия предполагается проводить групповые, а
также индивидуальные для консультаций при подготовке к презентациям, конкурсам, олимпиадам и
т.д.
Виды занятий: лекции, практические, лабораторные, мастер-классы, выставки, творческие отчёты,
практикумы, консультации,круглые столы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги,
выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы.
Цели и задачи программы
Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся
посредством музейной деятельности, формирования
социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисковоисследовательскую краеведческую деятельность.
Для достижения цели программы «Школьный музей» решаются следующие задачи:
- образовательные: расширение и углубление знаний по истории и культуре родного края, страны
на
основе
знакомства
с
материалами
музея;
-метапредметные: приобщение школьников к исследовательской деятельности, развитие
познавательного
интереса
к
изучению
истории
и
культуры;
- личностные: воспитание гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных
традиций и обычаев, ощущение своих корней, преемственности поколений, ответственности за
судьбу своего народа и его культуры, формирование национальной терпимости, активной
жизненной позиции.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».