Бугаева Наталья Владими ровна Подписано цифровой подписью: Бугаева Наталья Владимировна DN: cn=Бугаева Наталья Владимировна, o=муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 10 имени Заслуженного учителя Российской Федерации В.И. Очередько , email=shkola10sadki@mail.ru, c=RU Пояснительная записка Рабочая программа дополнительного образования туристического кружка, спортивно-оздоровительного направления разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897. Рабочая программа дополнительного образования туристического кружка, спортивно-оздоровительного направления предназначена для учащихся 5 - 7 классов. Занятия проводятся в спортивном зале и на открытом воздухе. Программа предусматривает теоретический и практический материал по пешеходному туризму, рассчитана один год обучения – 34 часа (1 часа в неделю). На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки по спортивному ориентированию, топографии, краеведению, походной жизни, учатся преодолевать трудности, связанные с ночёвкой, адаптацией к местности, овладевают навыками полного самообслуживания, участвуют в общественно полезной работе. Основы теоретических знаний закрепляются на практике во время учебно-тренировочных выходов, походов, что ведёт к прочному усвоению материала и способствует выработке двигательных навыков, которые приходится применять в различной и часто меняющейся обстановке, повышению уровня физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. В туристический кружок зачисляются школьники, выразившие желание заниматься этим видом спорта и допущенные врачом. Отличительные особенности программы. Содержание программного материала направлено на формирование системы знаний по истории своего края, своей «малой Родины», основам пешеходного туризма, по организации и проведению туристических походов. Материал кружка имеет краеведческую направленность. Туристскокраеведческая деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности, способствует развитию интеллектуального уровня, развитию наблюдательности у детей, науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, воспитанию бережного отношения к природе. Совершая прогулки, экскурсии, походы учащиеся знакомятся со своим краем, изучают свою страну с «малой Родины», познают патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. Изучение родного края – это дополнение к школьным курсам природоведения, экологии, географии, биологии, истории. Как бы ни были глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят изучения природы, населения, экологии, не заменят собственных наблюдений, встреч с интересными людьми. Изучение родного края имеет огромное познавательное и воспитательное значение. Опыт походной жизни развивает первоначальные навыки выживания в природной среде, формирует у ребенка представления о взаимодействии человека и окружающей среды. Совместные путешествия, коллективные действия в условиях походной жизни способствуют формированию моральных качеств личности: коллективизма, чувства товарищества и взаимопомощи, целеустремленности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели, дисциплинированности, воспитанию учащихся в духе патриотизма. Программа первого года занятий предусматривает получение первоначальных знаний, умений и навыков по азбуке пешеходного, основных сведений о своем крае, по вопросам организации, подготовке, проведению походов. Учащиеся совершают экскурсии, походы выходного дня, в летний период совершают туристический поход. Цели и задачи реализации программы. Цель программы – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности туризма для укрепления собственного здоровья и организации активного отдыха. Программа направлена на решение следующих задач: обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики пешеходного движения, доврачебной медицинской помощи; приемам техники безопасности, организации быта в походах; расширение и углубление знаний учащихся, получаемых на уроках географии, биологии, экологии, истории, знаний о своей малой Родине; развитие туристских умений, навыков, творческих, организаторских способностей через совместную развивающую, познавательную деятельность; воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного отношения к природному, историческому наследию родного края; формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком собственной ответственности за свое здоровье. В программе используются следующие принципы и подходы. Принцип комплектности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех сторон учебно-тренировочного процесса. Принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к учащимся, который создает благоприятные условия для развития личностных способностей. Принцип преемственности, определяющий последовательность изложения программного материала. Деятельностный подход направленный не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами туристической деятельности и развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка. Формы и методы организации работы. Для реализации программы используются следующие методы обучения: Поисково-исследовательский метод. Метод самореализации, самоуправления через участие в походах, туристических слётах и экскурсиях, через различные творческие дела. 4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию. На занятиях используются следующие формы организации учебной деятельности: лекционные занятия, практические занятия, семинары; тренировка по развитию физических качеств и закреплению различных практических умений и навыков, походы выходного дня, экскурсий, конкурсы, игры, соревнования и другие массовые мероприятия. Рабочая программа дополнительного образования туристического кружка по спортивно-оздоровительному направлению направлена на достижение следующих планируемых результатов: Личностные результаты: • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные): • определять наиболее эффективные способы достижения результатов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; взаимодействовать со сверстниками в туристической деятельности и адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра; • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления; • организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий; • планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения; • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность. Предметные результаты: • формирование знаний о туризме и его роли в укреплений здоровья; • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнений учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения; • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения; • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять; • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы; • применять жизненно важные двигательные навыки и умения в различных изменяющихся, вариативных условиях. Содержание программы Учебно-тематический план первого года занятий. № Количество часов п./п. Наименование темы Всего Теоретические Практические занятия занятия I. Введение в туризм. 1 Вводное занятие. 1 1 - 2 Туризм в России. Виды туризма. Инструктаж по технике безопасности. 1 1 - 2 2 - Итого: II. Основы пешеходного туризма. 3 Туристские возможности родного края, природа и его история. Краеведческая 2 2 - работа в походе. 4 Особенности пешеходного туризма. 1 1 - 5 Туристское снаряжение. Рюкзаки. 3 1 2 6 Бивуак. Привалы и ночлеги. 4 2 2 7 Гигиена туриста. Медицинская подготовка туриста. 3 1 2 8 Организация и подготовка пешеходного похода. 2 1 1 9 Питание в туристском походе. 1 1 10 Ориентирование на местности. Топография. 5 2 3 11 Техника и тактика пешеходного похода. Спортивная подготовка туриста. Узлы. 9 3 6 12 Поход в окрестности поселка. 1 - 1 13 Техника безопасности 1 1 - при проведении похода. Итого: 34 17 17