Программа допобраз Спортивный туризм

Бугаева
Наталья
Владими
ровна

Подписано цифровой подписью:
Бугаева Наталья Владимировна
DN: cn=Бугаева Наталья
Владимировна,
o=муниципальное бюджетное
общеобразовательное
учреждение основная
общеобразовательная школа №
10 имени Заслуженного учителя
Российской Федерации В.И.
Очередько ,
email=shkola10sadki@mail.ru,
c=RU

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования туристического кружка,
спортивно-оздоровительного направления разработана в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта
утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897.
Рабочая программа дополнительного образования туристического кружка,
спортивно-оздоровительного направления предназначена для учащихся 5 - 7
классов. Занятия проводятся в спортивном зале и на открытом воздухе.
Программа предусматривает теоретический и практический материал по
пешеходному туризму, рассчитана один год обучения – 34 часа (1 часа в
неделю). На занятиях учащиеся приобретают умения и навыки по
спортивному ориентированию, топографии, краеведению, походной жизни,
учатся преодолевать трудности, связанные с ночёвкой, адаптацией к
местности, овладевают навыками полного самообслуживания, участвуют в
общественно полезной работе. Основы теоретических знаний закрепляются
на практике во время учебно-тренировочных выходов, походов, что ведёт к
прочному усвоению материала и способствует выработке двигательных
навыков, которые приходится применять в различной и часто меняющейся
обстановке, повышению уровня физических качеств: быстроты, силы,
выносливости, ловкости. В туристический кружок зачисляются школьники,
выразившие желание заниматься этим видом спорта и допущенные врачом.
Отличительные особенности программы.
Содержание программного материала направлено на формирование
системы знаний по истории своего края, своей «малой Родины», основам
пешеходного туризма, по организации и проведению туристических походов.
Материал кружка имеет краеведческую направленность. Туристскокраеведческая деятельность является одним из эффективных средств
комплексного воздействия на формирование личности, способствует
развитию интеллектуального уровня, развитию наблюдательности у детей,
науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром,

воспитанию бережного отношения к природе. Совершая прогулки,
экскурсии, походы учащиеся знакомятся со своим краем, изучают свою
страну с «малой Родины», познают патриотические, трудовые, нравственные
традиции народа. Изучение родного края – это дополнение к школьным
курсам природоведения, экологии, географии, биологии, истории. Как бы ни
были глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят
изучения природы, населения, экологии, не заменят собственных
наблюдений, встреч с интересными людьми. Изучение родного края имеет
огромное познавательное и воспитательное значение. Опыт походной жизни
развивает первоначальные навыки выживания в природной среде,
формирует у ребенка представления о взаимодействии человека и
окружающей среды. Совместные путешествия, коллективные действия в
условиях походной жизни способствуют формированию моральных качеств
личности: коллективизма, чувства товарищества и взаимопомощи,
целеустремленности, трудолюбия, настойчивости в достижении цели,
дисциплинированности, воспитанию учащихся в духе патриотизма.
Программа первого года занятий предусматривает получение
первоначальных знаний, умений и навыков по азбуке пешеходного,
основных сведений о своем крае, по вопросам организации, подготовке,
проведению походов. Учащиеся совершают экскурсии, походы выходного
дня, в летний период совершают туристический поход.

Цели и задачи реализации программы.
Цель программы – формирование разносторонне физически развитой
личности, способной активно использовать ценности туризма для
укрепления собственного здоровья и организации активного отдыха.
Программа направлена на решение следующих задач:
обучение основам туристкой подготовки, элементам техники и тактики
пешеходного движения, доврачебной медицинской помощи; приемам
техники безопасности, организации быта в походах;

расширение и углубление знаний учащихся, получаемых на уроках
географии, биологии, экологии, истории, знаний о своей малой Родине;
развитие туристских умений, навыков, творческих, организаторских
способностей через совместную развивающую, познавательную
деятельность;
воспитание у школьников нравственности, патриотизма, бережного
отношения к природному, историческому наследию родного края;
формирование мотивации на регулярные занятия физической культурой
и спортом, сохранение и укрепление своего здоровья, выработку умений
и навыков здорового образа жизни, осознание каждым ребенком
собственной ответственности за свое здоровье.
В программе используются следующие принципы и подходы.
Принцип комплектности, предусматривающий тесную взаимосвязь всех
сторон учебно-тренировочного процесса.
Принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к учащимся,
который создает благоприятные условия для развития личностных
способностей.
Принцип преемственности, определяющий последовательность изложения
программного материала.
Деятельностный подход направленный не только на усвоение готовых
знаний и умений, но и на овладение способами туристической деятельности
и развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.
Формы и методы организации работы.
Для реализации программы используются следующие методы обучения:
Поисково-исследовательский метод.

Метод самореализации, самоуправления через участие в походах,
туристических слётах и экскурсиях, через различные творческие дела.
4. Метод комплексного подхода к образованию и воспитанию.
На занятиях используются следующие формы организации учебной
деятельности: лекционные занятия, практические занятия, семинары;
тренировка по развитию физических качеств и закреплению различных
практических умений и навыков, походы выходного дня, экскурсий,
конкурсы, игры, соревнования и другие массовые мероприятия.
Рабочая программа дополнительного образования туристического кружка
по спортивно-оздоровительному направлению направлена на достижение
следующих планируемых результатов:
Личностные результаты:
• активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на
принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и
сопереживания;
• проявлять положительные качества личности и управлять своими
эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
• проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
• оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними
общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты
включают освоенные школьниками универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные, коммуникативные):
• определять наиболее эффективные способы достижения результатов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
взаимодействовать со сверстниками в туристической деятельности и
адекватно оценивать собственное поведение и поведение партнёра;
• находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы
их исправления;
• организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее
безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места
занятий;
• планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых
в процессе ее выполнения;
• анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда,
находить возможности и способы их улучшения;
• управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми,
сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Предметные результаты:
• формирование знаний о туризме и его роли в укреплений здоровья;
• оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при
выполнений учебных заданий, доброжелательно и уважительно
объяснять ошибки и способы их устранения;
• бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать
требования техники безопасности к местам проведения;
• в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения

двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно
их исправлять;
• находить отличительные особенности в выполнении двигательного
действия разными учениками, выделять отличительные признаки и
элементы;
• применять жизненно важные двигательные навыки и умения в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание программы
Учебно-тематический план первого года занятий.
№

Количество часов

п./п. Наименование
темы

Всего Теоретические Практические
занятия
занятия

I. Введение в туризм.
1

Вводное
занятие.

1

1

-

2

Туризм в России.
Виды туризма.
Инструктаж по
технике
безопасности.

1

1

-

2

2

-

Итого:

II. Основы пешеходного туризма.
3

Туристские
возможности
родного края,
природа и его
история.
Краеведческая

2

2

-

работа в походе.
4

Особенности
пешеходного
туризма.

1

1

-

5

Туристское
снаряжение.
Рюкзаки.

3

1

2

6

Бивуак. Привалы
и ночлеги.

4

2

2

7

Гигиена туриста.
Медицинская
подготовка
туриста.

3

1

2

8

Организация и
подготовка
пешеходного
похода.

2

1

1

9

Питание в
туристском
походе.

1

1

10

Ориентирование
на местности.
Топография.

5

2

3

11

Техника и
тактика
пешеходного
похода.
Спортивная
подготовка
туриста. Узлы.

9

3

6

12

Поход в
окрестности
поселка.

1

-

1

13

Техника
безопасности

1

1

-

при проведении
похода.
Итого:

34

17

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».