Рабочая программа проектная и исследовательская деятельность 8-9 классы

Бугаева
Наталья
Владимиро
вна

Подписано цифровой подписью:
Бугаева Наталья Владимировна
DN: cn=Бугаева Наталья
Владимировна, o=муниципальное
бюджетное общеобразовательное
учреждение основная
общеобразовательная школа № 10
имени Заслуженного учителя
Российской Федерации В.И.
Очередько ,
email=shkola10sadki@mail.ru, c=RU

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
8-9 класс
Программа составлена в соответствии: с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО); с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы (личностными, метапредметными, предметными); с основными идеями и
положениями программы развития и формирования универсальных учебных
действий (УУД) для основного общего образования. В них соблюдается
преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования; учитываются возрастные и психологические
особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования,
учитываются межпредметные связи.
Рабочая программа «Основы проектной деятельности» составлена в целях
реализации требований ФГОС основного общего образования к достижению
метапредметных результатов.
Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий,
реализации и презентации проектов в классе, на школьной и районной конференции
ученических исследовательских и проектных работ.
Обеспечение выполнения требований ФГОС предусматривает решение множества
задач. Часть из них может решаться через организацию проектной деятельности
обучающихся. Решаются такие задачи, как:

•

формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское,
социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование
обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих
способностей, сохранение и укрепление здоровья;

•

обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых
установок, знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей,
определяемых личностными, семейными, общественными, государственными
потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста,
индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

•
•

становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности;

•

обеспечение

установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как
части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного
потенциала
школы,
обеспечению
индивидуализированного
психологопедагогического
сопровождения
каждого
обучающегося,
формированию
образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых
условий для её самореализации;
эффективного

сочетания

урочных

и

внеурочных

форм

организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

•

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых
детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их
профессиональных склонностей, в том числе социальной практики;

•

организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•

участие обучающихся, их родителей (законных представителей),
педагогических работников и общественности в проектировании и развитии
внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

•

включение обучающихся в процессы познания и преобразования
внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для
приобретения опыта реального управления и действия;

•

социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная
ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных
педагогов,
сотрудничестве
с
базовыми
предприятиями,
учреждениями
профессионального образования, центрами профессиональной работы.
Программа курса «Основы проектной деятельности» предназначена для работы
с детьми 8-9х классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и
цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней
всех обучающихся. Курс «Основы проектной деятельности» построен на основе
системы заданий для организации образовательного процесса на деятельностной
основе и нацелен на формирование у школьников проектных умений минимального
уровня сложности. Начальное обучение проектированию закладывает необходимый
фундамент для дальнейшего развития проектных умений и использования учебных
проектов на предметных занятиях для организации самостоятельного добывания
знаний обучающимися и эффективного их усвоения, для формирования
компетентностей обучающихся и решения воспитательных задач в основной школе.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС
нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного
типа,
методы проектно-исследовательской
деятельности
определены как одно из условий реализации основной образовательной программы.
Современные развивающие программы включают проектную деятельность в
содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической
значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и
исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации
научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время
компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Цель курса - формирование ключевых компетентностей учащихся (проектной,
рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной)

для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода;
развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых
компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков,
субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем
личности и общества).
Задачи курса «Основы проектной деятельности»
1. Личностные: формирование позитивной самооценки, самоуважения
школьника, развитие образовательной успешности каждого ученика.
2. Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в
сотрудничестве: - умение вести диалог, координировать свои действия с действиями
партнеров по совместной деятельности; - способности доброжелательно и чутко
относиться к людям, сопереживать; - формирование социально адекватных способов
поведения.
З. Регулятивные: формирование способности к организации деятельности и
управлению ею: - воспитание целеустремленности и настойчивости; - формирование
навыков организации рабочего пространства и рационального использования
рабочего времени; - формирование умения самостоятельно и совместно планировать
деятельность и сотрудничество; - формирование умения самостоятельно и
совместно принимать решения, добиваться поставленной цели.
4. Познавательные: формирование умения решать творческие задачи; умения
работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Воспитывающий
аспект
уроков
предусматривает
использование
содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации
познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления
формирования
и
развития
нравственных,
трудовых,
эстетических,
патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он
направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим
ценностям, высокого чувства гражданского долга через понимание уникальности
родного языка, осмысление поэтических и прозаических текстов, через
эмоциональное восприятие произведений искусства, через приобщение к
национальным традициям и обычаям своего народа

Общая характеристика предмета
Важнейшей педагогической задачей в условиях реализации ФГОС основного
общего образования стало внедрение в образовательный процесс средств и методик,
помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием
успешности ученика становится не столько результативность в изучении школьных
предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и
преобразования природы, истории, самого себя. Важную роль в достижении

успешности каждого ученика играет реализация доступного проектного замысла по
выбору ребенка, на основании сферы его интересов и личностных возможностей.
Курс «Основы проектной деятельности» призван обеспечить освоение
наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности
обучающимися основной школы и подготовку их, таким образом, к разработке и
реализации собственных, индивидуальных проектов.
Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное
становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая
над проектом, проходит стадии определения проблемы, планирования, сбора
информации, ее анализа и преобразования (синтеза), активной деятельности по
созданию задуманного продукта, его презентации, разработки портфолио проекта.
Проектная деятельность предполагает освоение способов деятельности, положенных
в основу формирования ключевых компетентностей (информационной,
коммуникативной, исследовательской и т.п.).
При организации работы обучающихся по методу проектов возможна не только
индивидуальная самостоятельная работа, но и групповая. Это позволяет приобретать
коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах
(ролях), рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация
взаимодействия между участниками проекта.
Учебные проекты, как правило, содержат в себе проблему, требующую
решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Используя проектный
метод обучения обучающиеся постигают всю технологию решения задач - от
постановки проблемы до представления результата.
Метод проектов имеет богатые дидактические возможности как для
внутрипредметного, так и для межпредметного обучения. Выполняемые
обучающимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню
успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу
деятельности и её результатам.
Проектирование практически помогает обучающимся осознать роль знаний в
жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в
подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления,
формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно
осваивать накопления культуры. Проектная деятельность предусматривает поиск
необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на
электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации
могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные
люди, а также другие дети.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее

понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции
организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки
достижения этих результатов.
Программа предусматривает достижение трех уровней результатов:
Первый уровень результатов предполагает приобретение новых знаний, опыта
решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в
понимании учениками сути проектной деятельности, умении поэтапно решать
проектные задачи.
Второй уровень результатов предполагает позитивное отношение обучающихся
к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.
Результат проявляется в активном использовании обучающимися метода проектов,
самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей
информации.
Третий уровень результатов предполагает получение обучающимися
самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии обучающихся в
реализации индивидуальных учебных или социальных проектов по самостоятельно
выбранному направлению.
Планируемые результаты обучения определяются по каждому уровню на
основе конкретизации умений, необходимых для работы над проектом. Поскольку
основная часть работы в рамках курса основывается на индивидуальной работе
обучающихся, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется
непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления
обучающимися результатов групповой работы.
Личностные результаты:
•
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов,
а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;

•

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям
народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания;

•

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

•

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;

•

формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми
в процессе образовательной, общественно полезной, учебно- исследовательской,
творческой и других видов деятельности;

• навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;

• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;

• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

• эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, общественных отношений;

• принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения,
употребления алкоголя, наркотиков;

• бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение
оказывать первую помощь;

• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации
собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;

• сформированность

экологического

мышления,

понимания

влияния

социально- экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач;

•

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности её решения;

•

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать
выводы;

•

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач;

•

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования
и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью,
монологической контекстной речью;

•

формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологии (далее ИКТ- компетенции);

•
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных

источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию,
получаемую из различных источников;
•
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие
стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
•
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать
свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
•
владение навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований,
границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их
достижения.
Предметные результаты освоения программы «Основы проектной
деятельности» с учётом общих требований Стандарта должны обеспечивать
успешное обучение на следующей ступени общего образования, Ученик, освоивший
курс «Основы проектной деятельности» , должен освоить начальные умения и
навыки в проектной деятельности от постановки проблемы до создания портфолио
проекта.
Предметные результаты
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной
программы.
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в
отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Выпускник
научится». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала
ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством
учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня
(исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона
ближайшего развития).
Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в
отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную
систему, размещены в рубрике «Выпускник получит возможность научиться …».
Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными
учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной
практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:
 - понятие проекта;
 - типы проектов;
 - понятие презентации, ее назначение и области использования;
 - основные компоненты презентации (содержание, дизайн, навигация);
 - этапы выполнения различных проектов;
 - этапы работы над презентацией;
 - способы представления информации;
 - способы создания презентации;

 - структуру окна программы создания презентации;
 - назначение и основные функции инструментов программы создания презентации;
 - способы демонстрации презентации;
 - методы, используемые при выполнении разных этапов проектов;
 - критерии оценки проекта.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
 - анализировать ситуацию;
 - определять проблему и вытекающие из неё задачи;
 - уметь ориентироваться в информационном пространстве;
 - отбирать материал из общего содержания доклада или реферата, который требует
наглядного представления;
 - использовать различные источники информации, методы исследования и
обработки полученной информации (конспектирование,
реферирование,
сравнение, анализ, использование схем, таблиц, диаграмм и т. д.);
 - выдвигать гипотезу исследовательской деятельности;
 - ставить цель, составлять и реализовать план проектной деятельности;
 - сопоставлять цель и действия по её достижению;
 - владеть различными способами познавательной деятельности;
 - генерировать идеи и методы решения задач;
 - организовывать рабочее место и трудовой процесс;
 - рассчитывать необходимые материалы и время выполнения этапов проекта;
 - находить рациональные приемы работы;
 - планировать, контролировать и оценивать проделанную работу;
 - составлять план - график работ;
 - моделировать варианты ожидаемых результатов;
 - применять различные методы исследования;
 - выбирать информацию для представления;
 - выбирать соответствующую форму представления данного материала в
презентации;
 - выбирать способ создания презентации, а также ее шаблон и дизайн;
 - оформлять результаты проектной деятельности;
 - оформлять слайды текстом, рисунками, диаграммами, схемами;
 - осуществлять переходы между слайдами, настраивать анимацию, демонстрировать
презентацию различными способами;
 - проводить рефлексию.
Личностные результаты
Будут сформированы:
 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой задачи;

способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной
деятельности;
 ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи;
 чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной художественной культурой.
Ученик получит возможность для формирования:
 внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки
знаний;
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
 устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам
решения задач;
 адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной
деятельности;
 осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни.


Регулятивные результаты
Ученик научится:
 планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
задачи и задачной области;
 адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
 различать способ и результат действия.
 Ученик получит возможность научиться:
 в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и
вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,
так и в конце действия.
Познавательные результаты
Ученик научится:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных

заданий с использованием учебной литературы и в открытом
информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая
электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
 проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах.
Ученик получит возможность научиться:
 осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотек и сети Интернет;
 записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью
инструментов ИКТ;
 осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
 осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в
зависимости от конкретных условий;



осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно
достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей.

Коммуникативные результаты
Ученик научится:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том
числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
 задавать вопросы;
 использовать речь для регуляции своего действия;
 адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:
 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
 аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;
 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей
деятельности;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач.

Содержание курса 8 класс
Введение — знакомство с содержанием проекта (1 час).
Проект - это образ будущего продукта; работа, направленная на решение
конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата..
Явление и понятие научного исследования. Организация проектной и
исследовательской работы. Культура оформления проектной, исследовательской
работы.
Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией,
терминологией, соспособами оформления проектной деятельности. Исследование и
проект.
Типология проектов. Виды исследовательских работ. Цели, задачи
проектирования в современном мире, проблемы. Примеры проектов и
исследовательских работ.
Тема «Виды проектов» (2 часа)
Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.
Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение
гипотезы исследования.
Постановка задач исследования.
Определение
теоретических основ исследования, его научно-практической значимости.
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По
количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По
содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация
проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования; информационный
(сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие
проекты; практико - ориентированные (практические). Проект может включать
элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов
самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения
результата проекта
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые
проекты;
прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты;
инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов.
Тема «Этапы работы над проектом» (17 часов)
Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.
Формулировка темы целей проекта, определение объекта и предмета исследования,
источников информации, планирование способов сбора и анализа информации;
планирование итогового продукта. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка
задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научнопрактической значимости. Выбор методов и методики проведения исследования.
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные
проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные

проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов.
Завершающий этап работы - самооценка и рефлексия.
Тема «Оформление проекта» (6 часов)
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление
отчета в виде пояснительной записки, оформление портфолио (титульный лист,
введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы форма
проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная
презентация).
Оформление паспорта проекта. Краткое сущностное содержание проекта с
исходными личностными данными (для размещения в портфолио)
Структура содержания исследовательской и проектной работы: титульный
лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список
литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат,
объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания,
приложения.
Тема «Представление результата проектно-исследовательской работы»
(5 часов)
Публичная защита результатов проектной деятельности. Тезисы, продукт
проекта, психологический настрой.
Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (2 часа)
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной
деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Сильные и слабые стороны
работы над проектом.
Тема «Повторение» (1 час)

Содержание курса 9 класс
Введение (1 час)
Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Цели и задачи
курса. План работы. Форма итоговой аттестации.
Явление и понятие научного исследования. Проект. Организация проектной и
исследовательской работы. Культура оформления проектной, исследовательской
работы.
Знакомство с историей метода проектов, с проектной технологией,
терминологией, соспособами оформления проектной деятельности. Исследование и
проект.
Типология проектов. Виды исследовательских работ. Цели, задачи
проектирования в современном мире, проблемы. Примеры проектов и
исследовательских работ.
Повторение материал аза курс8 класс.

Тема «Способы получения и переработки информации» (1 часа)
Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых машин.
Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные,
общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного
текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность
написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие
требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Тема «Этапы работы над проектом» (2 часа)
Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.
Формулировка темы целей проекта, определение объекта и предмета исследования,
источников информации, планирование способов сбора и анализа информации;
планирование итогового продукта. Выдвижение гипотезы исследования. Постановка
задач исследования. Определение теоретических основ исследования, его научнопрактической значимости. Выбор методов и методики проведения исследования.
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые проекты; прикладные
проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты; инженерные
проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов.
Завершающий этап работы – самооценка и рефлексия.
Проект – это образ будущего продукта; работа, направленная на решение
конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее
запланированного результата. Реально достижимую цель проекта, решение
исходной проблемы, собственное решение проблемы. Проектный продукт.
Организация
исследовательской
работы.
Культура
оформления
исследовательской работы.

Виды проектов
Проект. Определение проблемы исследования, выявление его актуальности.
Формулировка темы, определение объекта и предмета исследования. Выдвижение
гипотезы исследования. Постановка задач исследования.
Определение
теоретических основ исследования, его научно-практической значимости.
По времени: краткосрочные, среднесрочные, длительный проект. По
количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные. По
содержанию: монопредметный, межпредметный, над предметный. Классификация
проектов по ведущим видам деятельности: учебные исследования; информационный
(сбор и обработка информации); игровые (занятия в форме игры); творческие
проекты; практико – ориентированные (практические). Проект может включать
элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов
самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения
результата проекта
Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося,
развитие творческих способностей, является формой оценки в процессе
непрерывного
образования,
дает
возможность
раннего
формирования
профессионально-значимых умений учащихся. Проектная технология нацелена на
развитие личности школьников, их самостоятельности, творчества. Она позволяет
сочетать все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Информационные проекты; игровые проекты; ролевые
проекты;
прикладные проекты; социальные проекты; учебно-исследовательские проекты;
инженерные проекты. Отличия, виды деятельности, примеры проектов.
Этапы работы над проектом
Первым этапом работы над проектом является проблематизация – необходимо
оценить имеющиеся обстоятельства и сформулировать проблему.
Второй этап работы – целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в
личностно значимую цель и приобретает образ ожидаемого результата, который в
дальнейшем воплотится в проектном продукте.
Важнейший этап работы над проектом это планирование, в результате которого
ясные очертания приобретает не только отдаленная цель, но и ближайшие шаги.
Когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и
понятная цель, можно приступить к работе.
Следующий этап проектного цикла – реализация имеющего плана.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация
результаты работы.
По завершении работы необходимо сравнить полученный результат со своим
замыслом, если есть возможность, внести исправления. Это этап коррекции –
осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы,
оценки своих достижений, чувств и эмоций, возникших в ходе и по окончании
работы.
Завершающий этап работы – самооценка и рефлексия.

Тема «Оформление проекта» (1 часа)
Составление письменного отчета о ходе реализации проекта, представление
отчета в виде пояснительной записки, оформление портфолио (титульный лист,
введение, проблематика, актуальность, целеполагание, методы работы форма
проекта, результаты, фото-подтверждения, иллюстрации (рисунки), компьютерная
презентация).
Оформление паспорта проекта. Краткое сущностное содержание проекта с
исходными личностными данными (для размещения в портфолио)
Структура содержания исследовательской и проектной работы: титульный
лист, оглавление, введение, основная часть, заключение (выводы), список
литературы и других источников.
Общие правила оформления текста научно-исследовательской работы: формат,
объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания,
приложения.

Тема «Создание индивидуального проекта» (8 часа)
Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы
исследовательской работы. Работа над введением научного исследования:
выбор темы, обоснование ее актуальности; теория, выделить проблему,
сформулировать гипотезу; формулировка цели и конкретных задач
предпринимаемого исследования; сформулировать цель и определить задачи
своего исследования, выбрать объект и предмет исследования. Работа над
основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана,
поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы
исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на
теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез,
индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического
исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.). Результаты
опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки,
иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Изготовление и оформление
продукта проекта. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Тема «Защита индивидуального проекта» (2 часа)
Подготовка к публичной защите проекта. Публичная защита проекта. Подведение
итогов, анализ выполненной работы.

Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (2 часа)
Умение провести экспертизу своей и чужой деятельности. Формула успешной
деятельности. Рефлексия проектной деятельности. Сильные и слабые стороны
работы над проектом.

Тематическое планированием с определением основных учебных действий 8 класс
Тема
Цели изучения куса
«Индивидуальный проект». Понятие
проектной деятельности.
Проект. Виды проектов.

Типы проектов.

Этапы работы над проектом.

Кол-во
часов

Основные виды деятельности

Раздел «Введение»
Аналитическая деятельность:
1

понятие проекта

цели и задачи проектирования.
Тема «Виды проектов» (2 ч аса)
1
Аналитическая деятельность:
1

понятие проекта

виды проектов

типы проектов

Исследовательская работа, виды исследовательских работ

Реферат, доклад
Практическая деятельность:

Знакомство с готовыми проектами

Определение вида и типа проекта
Тема «Этапы работы над проектом» (17 часа)
3
Аналитическая деятельность:
 Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор
рабочей группы
 Противоречия Проблемная ситуация
 Гипотеза. Выдвижение гипотезы
 Вопросы. Типы вопросов. Технология постановки вопросов
 Задачи проекта. Разбиение задач на шаги.
Практическая деятельность:
 Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости
дополнительную информацию
 Составления плана работы над проектом

Тема

Кол-во
часов
3

Планирование

Практическая работа.

3

Реализация проекта.

Основные виды деятельности
Аналитическая деятельность:
 Информация.
 Определение источников необходимой информации.
 Определение способов сбора и анализа информации.
 Определение способа представления результатов (формы проекта)
 Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
 Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
 Ознакомление с формой плана-графика выполнения проекта
Практическая деятельность:

Формируют задачи проекта.

Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Заполнение формы плана-графика выполнения проекта
Аналитическая деятельность:
 Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы,
наблюдения, эксперименты и т.п.)
 Выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникших в ходе
выполнения проекта.
 Выбор оптимального варианта хода проекта.




Определение способа сбора и анализа информации.
Методы исследования
Наблюдения. Измерения. Эксперимент.

 Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта
Практическая деятельность:
 Поиск, сбор и обобщение информации
 Поэтапно выполняют задачи проекта
 Опрос. Виды опроса. Технология проведения опроса.
 Анкета. Технология составления и проведения анкетирования

Тема

Кол-во
часов
2

Определение способа представления
результата.

2

Представление проекта.

2

Критерии оценки результата проекта.

Основные виды деятельности
Аналитическая деятельность:
 Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных
результатов (письменный отчет- пояснительная записка).
 Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и
причин этого
 Анализ и обобщение информации.
Практическая деятельность:
 Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
 Изготовление и оформление продукта
 Оформление отчета проекта.
Аналитическая деятельность:
 Развитие презентационных умений и навыков: навыки монологической речи, умение
держаться во время выступления, артистические умения, умение использовать
средства наглядности при выступлении, умение отвечать на незапланированные
вопросы
 Формирование коммуникативных умений: умение вести дискуссию, умение
отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс. Уметь составить
конспект выступления.
Практическая деятельность:
 Подготовка выступления
 Создание презентации к выступлению для представления проекта
Аналитическая деятельность:

Ознакомление с критериями оценивания проекта

Анализ работы над проектом в соответствии с критериями
Практическая деятельность:
 Составление и заполнение паспорта проекта
 Получение рецензии на проект
 Представление плана-графика выполнения работы

Тема

Кол-во
часов
2

Защита проекта.

1
Паспорт проекта.

2

Требования к оформлению проекта.

Основные виды деятельности

Аналитическая деятельность:
 Формирование коммуникативных навыков, умений публичных выступлений.
 Выступление на мини-конференции, защита работы, ответы на вопросы оппонентов
 Формирование аналитических навыков (анализ, самоанализ, оценка, критерии оценки)
Практическая деятельность:
 Представления проекта в соответствии с требованиями (выступление, портфолио,
презентация, ответы на вопросы)
 Самоанализ работы над проектом, рефлексия
Тема «Оформление проекта» (6 часа)
Аналитическая деятельность:
 Умение кратко изложить содержание работы (проекта), с сообщением темы,
цели, задач и т.д.
 Знакомство с формой паспорта проекта
Практическая деятельность:

Заполнение формы паспорта проекта
Аналитическая деятельность:

Структура проекта. Пояснительная записка. Портфолио проекта

Библиографическое описание книги.

Виды справочной литературы

Тезисы, литературный обзор

Язык, стиль и структурная особенность текста исследовательской работы

Параметры страницы

Оформление титульного листа

Работа со списками стилей, нумерация страниц

Автоматическое оглавление

Составление библиографического списка

Оформление приложений
Практическая деятельность:
 Оформление портфолио, письменного отчета (пояснительной записки).

Тема

Кол-во
часов
1

Оформление портфолио проекта.

1

Подготовка презентации. Требования к
презентации.

1
Оформление презентации

Практическая работа.

Основные виды деятельности
Аналитическая деятельность:

Иметь понятие что такое портфолио.

Основные требования к оформлению портфолио проекта, письменного отчета
Практическая деятельность:

Оформление портфолио, письменного отчета (пояснительной записки).

Использование программного обеспечения для оформления портфолио
Аналитическая деятельность:
 Титульная страница – первый слайд презентации, на котором указывается
название работы и основные сведения об авторе исследовательской работы.
 Содержание представлено в виде плана презентации, в котором выражены
основные вопросы, затрагиваемые в ходе исследования (цель, актуальность,
задачи и др.).
 Основная часть презентации состоит из нескольких слайдов, на каждом из
которых присутствует заголовок и краткая информация по вопросу. Для
качественного восприятия информации необходимо представить основную
идею в виде тезиса, привести 1-2 аргумента по теме и оформить краткий
вывод.
 Заключение – слайд, на котором четко и кратко перечислены основные
выводы по проведенному исследованию.
 Список литературы (источники)
 Оформление презентации (сочетание фона, шрифта, графической
информации и т.д)
Практическая деятельность:
 Краткая формулировка информации для презентации
 Подбор графической информации
 Оформление презентации
Аналитическая деятельность:

Основные требования к оформлению презентации проекта
Практическая деятельность:

Оформление презентации

Основные виды деятельности
Кол-во
часов
Тема «Представление результатов проектно-исследовательской работы» (5 часа)
Подготовка проекта к защите.
2
Аналитическая деятельность:
3
 строят логическую цепь рассуждений
 учатся устанавливать причинно-следственные связи
 соотносят между собой этапы проектирования;
 Подготовка к выступлению по теме исследования. Особенности речи. Дыхание
и его тренировка, голос, дикция, интонация, паузы
Практическая деятельность:
 слушают и вступают в диалог; строят логическую цепь рассуждений.
 Построение ответа на вопросы
Защита проекта
 Подготовка к выступлению по теме исследования. Структура доклада. Вступление
и заключение
 Защита выполненных проектов. Публичное выступление
 Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами темы, владение монологической и диалогической
формами речи
 Умение слушать защиту одноклассников, внимательное изучение работ,
фиксация оценки по критериям, самооценка, самообразование
Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (2 часа)
1
Аналитическая деятельность:
 учатся оценивать адекватно себя и сверстников
 учатся полно выражать свои мысли;
 учатся разрешать конфликты
Анализ результатов. Рефлексия.
Практическая деятельность:
Тема






Применять полученные знания.
Работа над ошибками.
Анализ организации работы над проектом;
самоконтроль и анализ собственного движения в проекте

Тема

Кол-во
часов
1

Основные виды деятельности
Аналитическая деятельность:



Умения применять полученные знания в своей деятельности и в осуществлении своего
проекта

Практическая деятельность:

Перспективы проекта



использовать в продвижении своего продукта свои способности и возможности.
Применять в жизни полученные умения
Анализ использования проекта, в какой либо области



Тема «Повторение» (1часа)
Повторение. Основные понятия курса.

1

Тематическое планированием с определением основных учебных действий 9 класс
Тема

Кол-во
часов

Основные виды деятельности

Тема «Введение» (1 час)
Аналитическая деятельность:
Цели изучения куса «Основы

понятие проекта
проектной деятельности»

цели и задачи проектирования.
Тема «Способы получения и переработки информации» (1 ч аса)
Виды источников
1
Аналитическая деятельность:
информации
 формирование у обучающихся представлений о работе с различными источниками, в том
числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические
ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
 формирование у обучающихся навыков работы с текстовой информацией;
Практическая деятельность:

Определение источников;

Составление плана информационного текста.
Тема «Этапы работы над проектом» (2 часа)
1
Аналитическая деятельность:

понятие проекта

виды проектов

типы проектов
Особенности и структура проекта.

Исследовательская работа, виды исследовательских работ
Виды проекта.

Реферат, доклад
Практическая деятельность:

Знакомство с готовыми проектами
 Определение вида и типа проекта
1

Тема

Этапы работы над проектом

Практическая работа.

Кол-во
часов
1

Основные виды деятельности
Аналитическая деятельность:
 Информация.
 Определение источников необходимой информации.
 Определение способов сбора и анализа информации.
 Определение способа представления результатов (формы проекта)
 Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
 Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы
 Ознакомление с формой плана-графика выполнения проекта
 Проблематизация, целеполагание, планирование, реализация, представление,
рефлексия.
Практическая деятельность:

Формулируют цель, гипотезу, задачи проекта.

Вырабатывают план действий.

Выбирают и обосновывают свои критерии успеха проектной деятельности.

Заполнение формы плана-графика выполнения проекта

Тема

Подготовка и
оформление
презентации. Требования
кпрезентации.

Практическая работа.

Кол-во
часов

Основные виды деятельности
Тема «Оформление проекта» (1 часа)
Аналитическая деятельность:
 Титульная страница – первый слайд презентации, на котором указывается название
работы и основные сведения об авторе исследовательской работы.
 Содержание представлено в виде плана презентации, в котором выражены основные
вопросы, затрагиваемые в ходе исследования (цель, актуальность, задачи и др.).
 Основная часть презентации состоит из нескольких слайдов, на каждом из которых
присутствует заголовок и краткая информация по вопросу. Для качественного
восприятия информации необходимо представить основную идею в виде тезиса,
привести 1-2 аргумента по теме и оформить краткий вывод.
 Заключение – слайд, на котором четко и кратко перечислены основные выводы по
проведенному исследованию.
 Список литературы (источники)
 Оформление презентации (сочетание фона, шрифта, графической информации и
т.д)
Практическая деятельность:
 Краткая формулировка информации для презентации
 Подбор графической информации

Оформление презентации

Тема

Кол-во
часов
1

Проблематизация и
целеполагание.

1

Планирование проекта

Основные виды деятельности
Тема «Создание индивидуального проекта» (8 часа)
Аналитическая деятельность:
• Понятие проблематизации, целеполагания
• Отработка навыков в формулировке темы проектной работы, доказывать ее актуальность;
• Учатся анализировать реальные социальные ситуации;
Практическая деятельность:
• Формулировка темы проекта;
• Заполнение дневника и паспорта проекта.
Аналитическая деятельность:
• применение на практике знаний об основах методологии исследовательской и
проектной деятельности;
Практическая деятельность:
• Разработка план работы над проектом;
• Формулировка темы проекта, цели, гипотезы, задач;
• Заполнение дневника и паспорта проекта

Тема

Кол-во
часов
1

Основные методы
исследования

1

Обзор литературы и других
источников по теме проекта

Основные виды деятельности
Аналитическая деятельность:
• Формирование мотивированности к учебной деятельности;
• Повышения интереса к новому учебному материалу;
• выработка способности к самооценке.
• удерживание цели деятельности до получения ее результата;
• осуществление самостоятельного контроля своей деятельности
• формирование представлений о возможных методах проведения исследований для
выполнения проекта.
Практическая деятельность:
• определение методов исследования;
• Формулировка темы проекта;
• Заполнение дневника и паспорта проекта
Аналитическая деятельность:
• Формирование готовности, способности к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках
информации;

• Уметь критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
• формирование навыков работы с различными источниками, в том числе с
первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки,
составлять библиографический список по проблеме.
Практическая деятельность:
• Сбор и обработка информации;
• Составления списка источников информации и литературы;
• Формулировка темы проекта;
• Заполнение дневника и паспорта проекта

Тема

Кол-во
часов
1

Составления
индивидуального рабочего
плана

Практическая работа.
1

Реализация проекта

Основные виды деятельности
Аналитическая деятельность:
• формирование навыков составления индивидуального плана проектной работы; определения
объекта и предмета исследования; определение целей и задач проектной работы.
Практическая деятельность:
• Составление плана работы над проектом;
• Формулировка темы проекта и заполнение дневника и паспорта проекта
Аналитическая деятельность:
• формирование навыков оформления теоретических и экспериментальных результаты
исследовательской и проектной работы

• умения выполнять познавательные и практические задания; навыки грамотной работы с
текстом и таблицами;
• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач,
применению различных методов познания;
• формирование навыков отбора и применения на практике методов исследовательской
деятельности адекватных задачам исследования; навыков проведения наблюдений за
биологическими, экологическими и социальными явлениями; формирование навыков
проведения опытов в соответствии с задачами, объяснение результатов;
• умение использовать средства ИКТ в решении когнитивных, коммуникативных и
организационных задач с соблюдением требований эргономики, ТБ, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
• формирование навыков оформления результатов исследования с помощью описания фактов,
составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
Практическая деятельность:
• Изучение теории по выбранной теме и проведение опытно-экспериментальной работы;
• Оформление пояснительной записки.
• Подготовка продукта проекта. Заполнение дневника и паспорта проекта

Тема

Кол-во
часов

1

Предзащита проекта

2
Защита проекта

Основные виды деятельности
Тема «Защита индивидуального проекта» (3 часа)
Аналитическая деятельность:
• владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и
незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
• формирование навыков учащихся по представлению результатов проектной
деятельности.
Практическая деятельность:
• Предварительная защита проекта;
• Заполнение дневника и паспорта проекта
Аналитическая деятельность:
• владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою
точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
• представление результатов проектной деятельности.
Практическая деятельность:
• Защита проекта;
• Заполнение дневника и паспорта проекта

Тема

Кол-во
Основные виды деятельности
часов
Тема «Рефлексия проектно-исследовательской деятельности» (1 часа)
1
Аналитическая деятельность:
 учатся оценивать адекватно себя и сверстников
 учатся полно выражать свои мысли;
 учатся разрешать конфликты


Умения применять полученные знания в своей деятельности и в осуществлении своего проекта

Практическая деятельность:

Анализ результатов.
Рефлексия. Перспективы
проекта










Применять полученные знания.
Работа над ошибками.
Анализ организации работы над проектом;
самоконтроль и анализ собственного движения в проекте
использовать в продвижении своего продукта свои способности и возможности.
Применять в жизни полученные умения
Анализ использования проекта, в какой либо области

Аналитическая деятельность:
• формирование навыков учащихся проводить анализ выполненной работы;
Практическая деятельность:
• Написание анализа работы;

•

Заполнение дневника и паспорта проекта

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
1.
Байбородова, Л. В., Харисова И. Г., Чернявская А. П. Проектная
деятельность школьников // Управление современной школой. Завуч. – 2014. - №
2. – С. 94-117
2. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации.
– Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1.
Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в
разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных
организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013.
– 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ
СЕТИ ИНТЕРНЕТ
vernadsky.info
https://obuchonok.ru/nachalnaya-shkola Обучонок/Обучающие программы
исследовательские работы учащихся (obuchonok.ru
http://temagenerator. ru/
gakids.ru, nachalka.com


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».