Рабочая программа по химии 8-9 класс

Бугаева
Наталья
Владимиро
вна

Подписано цифровой подписью:
Бугаева Наталья Владимировна
DN: cn=Бугаева Наталья
Владимировна, o=муниципальное
бюджетное общеобразовательное
учреждение основная
общеобразовательная школа № 10
имени Заслуженного учителя
Российской Федерации В.И.
Очередько ,
email=shkola10sadki@mail.ru, c=RU

1. Пояснительная записка
Рабочая программа химии для обучающихся 8–9-х классов разработана
на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО – 2021) и рабочей программы
основного общего образования «Химия. Базовый уровень», одобренной
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол 3/21 от 27.09.2021г.), с учётом современных мировых
требований, предъявляемых к химическому образованию, и традиций
российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и
саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и
познавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи и
положения Концепции преподавания учебного предмета «Химия» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих
основные общеобразовательные программы.
Программа по химии даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного
предмета,
устанавливает
обязательное
предметное
содержание,
предусматривает распределение его по классам и структурирование по
разделам и темам программы по химии, определяет количественные и
качественные
характеристики
содержания,
рекомендуемую
последовательность изучения химии с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся, определяет возможности предмета для
реализации требований к результатам освоения основной образовательной
программы на уровне основного общего образования, а также требований к
результатам обучения химии на уровне целей изучения предмета и основных
видов учебно-познавательной деятельности обучающегося по освоению
учебного содержания.
Знание химии служит основой для формирования мировоззрения
обучающегося, его представлений о материальном единстве мира, важную
роль играют формируемые химией представления о взаимопревращениях
энергии и об эволюции веществ в природе, о путях решения глобальных
проблем устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической,
пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.
Изучение химии:
-способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования
культуры личности, её общей и функциональной грамотности;
-вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей
обучающихся, навыков их самостоятельной учебной деятельности,
экспериментальных и исследовательских умений, необходимых как в
повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности;

-знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы
целостного взгляда на единство природы и человека, является ответственным
этапом в формировании естественно-научной грамотности обучающихся;
-способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным
знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое
образование обучающихся.
Данные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой
содержания учебного предмета, который является педагогически
адаптированным отражением базовой науки химии на определённом этапе её
развития.
Курс химии на уровне основного общего образования ориентирован на
освоение обучающимися системы первоначальных понятий химии, основ
неорганической химии и некоторых отдельных значимых понятий
органической химии.
Структура содержания программы по химии сформирована на основе
системного подхода к её изучению. Содержание складывается из системы
понятий о химическом элементе и веществе и системы понятий о химической
реакции. Обе эти системы структурно организованы по принципу
последовательного развития знаний на основе теоретических представлений
разного уровня:
– атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания;
– Периодического закона Д. И. Менделеева как основного закона химии;
– учения о строении атома и химической связи;
– представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах.
Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически
полученных и осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного
уровня к другому, выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств,
строения и возможностей практического применения и получения изучаемых
веществ.
Освоение программы по химии способствует формированию
представления о химической составляющей научной картины мира в логике
её системной природы, ценностного отношения к научному знанию и методам
познания в науке. Изучение химии происходит с привлечением знаний из
ранее изученных учебных предметов: «Окружающий мир», «Биология. 5–7
классы» и «Физика. 7 класс».
При изучении химии происходит формирование знаний основ
химической науки как области современного естествознания, практической
деятельности человека и как одного из компонентов мировой культуры. Задача
учебного предмета состоит в формировании системы химических знаний —
важнейших фактов, понятий, законов и теоретических положений, доступных
обобщений мировоззренческого характера, языка науки, в приобщении к
научным методам познания при изучении веществ и химических реакций, в
формировании и развитии познавательных умений и их применении в учебнопознавательной и учебно-исследовательской деятельности, освоении правил
безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Приоритетными целями обучения химии в 8–9-х классах являются:
- формирование интеллектуально развитой личности, готовой к
самообразованию, сотрудничеству, самостоятельному принятию решений,
способной адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни;
- направленность обучения на систематическое приобщение учащихся к
самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания,
формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
- обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков
(ключевых компетенций), имеющих универсальное значение для различных
видов деятельности;
- формирование умений объяснять и оценивать явления окружающего мира на
основании знаний и опыта, полученных при изучении химии;
- формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания
ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного
поведения в быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего
здоровья и окружающей природной среды;
- развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и
самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей,
готовности к осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего
обучения.
Место учебного предмета «Химия» в учебном плане.
В соответствии с ФГОС ООО химия является обязательным предметом
на данном уровне образования. Программа предмета "Химия" на уровне
основного общего образования рассчитана на два года. Общее количество
часов на уровне основного общего образования составляет 134 часа со
следующим распределением часов по классам: 8-й класс – 68 часов; 9-й класс
– 68 часов.
2. Содержание учебного предмета
8 КЛАСС
Первоначальные химические понятия
Предмет химии. Роль химии в жизни человека. Химия в системе наук.
Тела и вещества. Физические свойства веществ. Агрегатное состояние
веществ. Понятие о методах познания в химии. Чистые вещества и смеси.
Способы разделения смесей.
Атомы и молекулы. Химические элементы. Символы химических
элементов. Простые и сложные вещества. Атомно-молекулярное учение.
Химическая формула. Валентность атомов химических элементов.
Закон постоянства состава веществ. Относительная атомная масса.

Относительная молекулярная масса. Массовая доля химического элемента в
соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Взаимосвязь количества,
массы и числа структурных единиц вещества. Расчёты по формулам
химических соединений.
Физические и химические явления. Химическая реакция и её признаки.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация
химических реакций (соединения, разложения, замещения, обмена).
Химический эксперимент: знакомство с химической посудой,
правилами работы в лаборатории и приёмами обращения с лабораторным
оборудованием, изучение и описание физических свойств образцов
неорганических веществ, наблюдение физических (плавление воска, таяние
льда, растирание сахара в ступке, кипение и конденсация воды) и химических
(горение свечи, прокаливание медной проволоки, взаимодействие мела с
кислотой) явлений, наблюдение и описание признаков протекания
химических реакций (разложение сахара, взаимодействие серной кислоты с
хлоридом бария, разложение гидроксида меди (II) при нагревании,
взаимодействие железа с раствором соли меди (II), изучение способов
разделения смесей: с помощью магнита, фильтрование, выпаривание,
дистилляция, хроматография, проведение очистки поваренной соли,
наблюдение и описание результатов проведения опыта, иллюстрирующего
закон сохранения массы, создание моделей молекул (шаростержневых).
Важнейшие представители неорганических веществ
Воздух – смесь газов. Состав воздуха. Кислород – элемент и простое
вещество. Нахождение кислорода в природе, физические и химические
свойства (реакции горения). Оксиды. Применение кислорода. Способы
получения кислорода в лаборатории и промышленности. Круговорот
кислорода в природе. Озон – аллотропная модификация кислорода.
Тепловой эффект химической реакции, термохимические уравнения,
экзо- и эндотермические реакции. Топливо: уголь и метан. Загрязнение
воздуха, усиление парникового эффекта, разрушение озонового слоя.
Водород – элемент и простое вещество. Нахождение водорода в
природе, физические и химические свойства, применение, способы получения.
Кислоты и соли.
Молярный объём газов. Расчёты по химическим уравнениям.
Физические

свойства

воды.

Вода

как растворитель.

Растворы.

Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде.
Массовая доля вещества в растворе. Химические свойства воды. Основания.
Роль растворов в природе и в жизни человека. Круговорот воды в природе.
Загрязнение природных вод. Охрана и очистка природных вод.
Классификация неорганических соединений. Оксиды. Классификация
оксидов: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и
несолеобразующие. Номенклатура оксидов. Физические и химические
свойства оксидов. Получение оксидов.
Основания. Классификация оснований: щёлочи и нерастворимые
основания. Номенклатура оснований. Физические и химические свойства
оснований. Получение оснований.
Кислоты. Классификация кислот. Номенклатура кислот. Физические и
химические свойства кислот. Ряд активности металлов Н. Н. Бекетова.
Получение кислот.
Соли. Номенклатура солей. Физические и химические свойства солей.
Получение солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Химический эксперимент: качественное определение содержания
кислорода в воздухе, получение, собирание, распознавание и изучение свойств
кислорода, наблюдение взаимодействия веществ с кислородом и условия
возникновения и прекращения горения (пожара), ознакомление с образцами
оксидов и описание их свойств, получение, собирание, распознавание и
изучение свойств водорода (горение), взаимодействие водорода с оксидом
меди (II) (возможно использование видеоматериалов), наблюдение образцов
веществ количеством 1 моль, исследование особенностей растворения
веществ с различной растворимостью, приготовление растворов с
определённой массовой долей растворённого вещества, взаимодействие воды
с металлами (натрием и кальцием) (возможно использование
видеоматериалов), исследование образцов неорганических веществ
различных классов, наблюдение изменения окраски индикаторов в растворах
кислот и щелочей, изучение взаимодействия оксида меди (II) с раствором
серной кислоты, кислот с металлами, реакций нейтрализации, получение
нерастворимых оснований, вытеснение одного металла другим из раствора
соли, решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы
неорганических соединений».
Периодический закон и Периодическая система химических
элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая связь.
Окислительно-восстановительные реакции

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о
группах сходных элементов (щелочные и щелочноземельные металлы,
галогены, инертные газы). Элементы, которые образуют амфотерные оксиды
и гидроксиды.
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Короткопериодная и длиннопериодная формы Периодической
системы химических элементов Д. И. Менделеева. Периоды и группы.
Физический смысл порядкового номера, номеров периода и группы элемента.
Строение атомов. Состав атомных ядер. Изотопы. Электроны. Строение
электронных оболочек атомов первых 20 химических элементов
Периодической системы Д. И. Менделеева. Характеристика химического
элемента по его положению в Периодической системе Д. И. Менделеева.
Закономерности изменения радиуса атомов химических элементов,
металлических и неметаллических свойств по группам и периодам.
Значение Периодического закона и Периодической системы химических
элементов для развития науки и практики. Д. И. Менделеев – учёный и
гражданин.
Химическая связь. Ковалентная (полярная и неполярная) связь.
Электроотрицательность химических элементов. Ионная связь.
Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции.
Процессы окисления и восстановления. Окислители и восстановители.
Химический эксперимент: изучение образцов веществ металлов и
неметаллов, взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и
щелочей, проведение опытов, иллюстрирующих примеры окислительновосстановительных реакций (горение, реакции разложения, соединения).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 8 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, теория,
закон, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление.

Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид,
изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, вещество, тело,
объём, агрегатное состояние вещества, газ, физические величины, единицы
измерения, космос, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера.
География: атмосфера, гидросфера, минералы,
полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.

горные

породы,

9 КЛАСС
Вещество и химическая реакция
Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д.
И. Менделеева. Строение атомов. Закономерности в изменении свойств
химических элементов первых трёх периодов, калия, кальция и их соединений
в соответствии с положением элементов в Периодической системе и
строением их атомов.
Строение вещества: виды химической связи. Типы кристаллических
решёток, зависимость свойств вещества от типа кристаллической решётки и
вида химической связи.
Классификация и номенклатура неорганических веществ. Химические
свойства веществ, относящихся к различным классам неорганических
соединений, генетическая связь неорганических веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (по числу
и составу участвующих в реакции веществ, по тепловому эффекту, по
изменению степеней окисления химических элементов, по обратимости, по
участию катализатора). Экзо- и эндотермические реакции, термохимические
уравнения.
Понятие о скорости химической реакции. Понятие об обратимых и
необратимых химических реакциях. Понятие о гомогенных и гетерогенных
реакциях. Понятие о катализе. Понятие о химическом равновесии. Факторы,
влияющие на скорость химической реакции и положение химического
равновесия.
Окислительно-восстановительные реакции, электронный баланс
окислительно-восстановительной
реакции.
Составление
уравнений
окислительно-восстановительных реакций с использованием метода
электронного баланса.

Теория электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты.
Катионы, анионы. Механизм диссоциации веществ с различными видами
химической связи. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена,
полные и сокращённые ионные уравнения реакций. Свойства кислот,
оснований и солей в свете представлений об электролитической диссоциации.
Качественные реакции на ионы. Понятие о гидролизе солей.
Химический эксперимент: ознакомление с моделями кристаллических
решёток неорганических веществ – металлов и неметаллов (графита и алмаза),
сложных веществ (хлорида натрия), исследование зависимости скорости
химической реакции от воздействия различных факторов, исследование
электропроводности растворов веществ, процесса диссоциации кислот,
щелочей и солей (возможно использование видео материалов), проведение
опытов, иллюстрирующих признаки протекания реакций ионного обмена
(образование осадка, выделение газа, образование воды), опытов,
иллюстрирующих примеры окислительно-восстановительных реакций
(горение, реакции разложения, соединения), распознавание неорганических
веществ с помощью качественных реакций на ионы, решение
экспериментальных задач.
Неметаллы и их соединения
Общая характеристика галогенов. Особенности строения атомов,
характерные степени окисления. Строение и физические свойства простых
веществ – галогенов. Химические свойства на примере хлора (взаимодействие
с металлами, неметаллами, щелочами). Хлороводород. Соляная кислота,
химические свойства, получение, применение. Действие хлора и
хлороводорода на организм человека. Важнейшие хлориды и их нахождение в
природе.
Общая характеристика элементов VIА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Строение и физические свойства
простых веществ – кислорода и серы. Аллотропные модификации кислорода
и серы. Химические свойства серы. Сероводород, строение, физические и
химические свойства. Оксиды серы как представители кислотных оксидов.
Серная кислота, физические и химические свойства (общие как представителя
класса кислот и специфические). Химические реакции, лежащие в основе
промышленного способа получения серной кислоты. Применение серной
кислоты. Соли серной кислоты, качественная реакция на сульфат-ион.
Нахождение серы и её соединений в природе. Химическое загрязнение
окружающей среды соединениями серы (кислотные дожди, загрязнение
воздуха и водоёмов), способы его предотвращения.

Общая характеристика элементов VА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Азот, распространение в природе,
физические и химические свойства. Круговорот азота в природе. Аммиак, его
физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония,
их физические и химические свойства, применение. Качественная реакция на
ионы аммония. Азотная кислота, её получение, физические и химические
свойства (общие как представителя класса кислот и специфические).
Использование нитратов и солей аммония в качестве минеральных удобрений.
Химическое загрязнение окружающей среды соединениями азота (кислотные
дожди, загрязнение воздуха, почвы и водоёмов). Фосфор, аллотропные
модификации фосфора, физические и химические свойства. Оксид фосфора
(V) и фосфорная кислота, физические и химические свойства, получение.
Использование фосфатов в качестве минеральных удобрений.
Общая характеристика элементов IVА-группы. Особенности строения
атомов, характерные степени окисления. Углерод, аллотропные модификации,
распространение в природе, физические и химические свойства. Адсорбция.
Круговорот углерода в природе. Оксиды углерода, их физические и
химические свойства, действие на живые организмы, получение и
применение. Экологические проблемы, связанные с оксидом углерода (IV),
гипотеза глобального потепления климата, парниковый эффект. Угольная
кислота и её соли, их физические и химические свойства, получение и
применение. Качественная реакция на карбонат-ионы. Использование
карбонатов в быту, медицине, промышленности и сельском хозяйстве.
Первоначальные понятия об органических веществах как о соединениях
углерода (метан, этан, этилен, ацетилен, этанол, глицерин, уксусная кислота).
Природные источники углеводородов (уголь, природный газ, нефть),
продукты их переработки (бензин), их роль в быту и промышленности.
Понятие о биологически важных веществах: жирах, белках, углеводах – и их
роли в жизни человека. Материальное единство органических и
неорганических соединений.
Кремний, его физические и химические свойства, получение и
применение. Соединения кремния в природе. Общие представления об оксиде
кремния (IV) и кремниевой кислоте. Силикаты, их использование в быту, в
промышленности. Важнейшие строительные материалы: керамика, стекло,
цемент, бетон, железобетон. Проблемы безопасного использования
строительных материалов в повседневной жизни.
Химический эксперимент:изучение образцов неорганических веществ,
свойств соляной кислоты, проведение качественных реакций на хлорид-ионы
и наблюдение признаков их протекания, опыты, отражающие физические и
химические свойства галогенов и их соединений (возможно использование
видеоматериалов), ознакомление с образцами хлоридов (галогенидов),

ознакомление с образцами серы и её соединениями (возможно использование
видеоматериалов), наблюдение процесса обугливания сахара под действием
концентрированной серной кислоты, изучение химических свойств
разбавленной серной кислоты, проведение качественной реакции на сульфатион и наблюдение признака её протекания, ознакомление с физическими
свойствами азота, фосфора и их соединений (возможно использование
видеоматериалов), образцами азотных и фосфорных удобрений, получение,
собирание, распознавание и изучение свойств аммиака, проведение
качественных реакций на ион аммония и фосфат-ион и изучение признаков их
протекания, взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью
(возможно
использование
видеоматериалов),
изучение
моделей
кристаллических решёток алмаза, графита, фуллерена, ознакомление с
процессом адсорбции растворённых веществ активированным углём и
устройством противогаза, получение, собирание, распознавание и изучение
свойств углекислого газа, проведение качественных реакций на карбонат и
силикат-ионы и изучение признаков их протекания, ознакомление с
продукцией силикатной промышленности, решение экспериментальных задач
по теме «Важнейшие неметаллы и их соединения».
Металлы и их соединения
Общая характеристика химических элементов – металлов на основании
их положения в Периодической системе химических элементов Д. И.
Менделеева и строения атомов. Строение металлов. Металлическая связь и
металлическая
кристаллическая
решётка.
Электрохимический
ряд
напряжений металлов. Физические и химические свойства металлов. Общие
способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, основные
способы защиты их от коррозии. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза)
и их применение в быту и промышленности.
Щелочные металлы: положение в Периодической системе химических
элементов Д. И. Менделеева, строение их атомов, нахождение в природе.
Физические и химические свойства (на примере натрия и калия). Оксиды и
гидроксиды натрия и калия. Применение щелочных металлов и их
соединений.
Щелочноземельные металлы магний и кальций: положение в
Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, строение их
атомов, нахождение в природе. Физические и химические свойства магния и
кальция. Важнейшие соединения кальция (оксид, гидроксид, соли). Жёсткость
воды и способы её устранения.
Алюминий: положение в Периодической системе химических элементов
Д. И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и
химические свойства алюминия. Амфотерные свойства оксида и гидроксида

алюминия.
Железо: положение в Периодической системе химических элементов Д.
И. Менделеева, строение атома, нахождение в природе. Физические и
химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа
(III), их состав, свойства и получение.
Химический эксперимент:ознакомление с образцами металлов и
сплавов, их физическими свойствами, изучение результатов коррозии
металлов (возможно использование видеоматериалов), особенностей
взаимодействия оксида кальция и натрия с водой (возможно использование
видеоматериалов), исследование свойств жёсткой воды, процесса горения
железа в кислороде (возможно использование видеоматериалов), признаков
протекания качественных реакций на ионы: магния, кальция, алюминия,
цинка, железа (II) и железа (III), меди (II), наблюдение и описание процессов
окрашивания пламени ионами натрия, калия и кальция (возможно
использование видеоматериалов), исследование амфотерных свойств
гидроксида алюминия и гидроксида цинка, решение экспериментальных задач
по теме «Важнейшие металлы и их соединения».
Химия и окружающая среда
Вещества и материалы в повседневной жизни человека. Безопасное
использование веществ и химических реакций в быту. Первая помощь при
химических ожогах и отравлениях.
Химическое загрязнение окружающей среды (предельная допустимая
концентрация веществ, далее – ПДК). Роль химии в решении экологических
проблем.
Химический эксперимент: изучение образцов материалов (стекло,
сплавы металлов, полимерные материалы).
Межпредметные связи
Реализация межпредметных связей при изучении химии в 9 классе
осуществляется через использование как общих естественно-научных
понятий, так и понятий, являющихся системными для отдельных предметов
естественно-научного цикла.
Общие естественно-научные понятия: научный факт, гипотеза, закон,
теория, анализ, синтез, классификация, периодичность, наблюдение,
эксперимент, моделирование, измерение, модель, явление, парниковый
эффект, технология, материалы.

Физика: материя, атом, электрон, протон, нейтрон, ион, нуклид,
изотопы, радиоактивность, молекула, электрический заряд, проводники,
полупроводники, диэлектрики, фотоэлемент, вещество, тело, объём,
агрегатное состояние вещества, газ, раствор, растворимость, кристаллическая
решётка, сплавы, физические величины, единицы измерения, космическое
пространство, планеты, звёзды, Солнце.
Биология: фотосинтез, дыхание, биосфера, экосистема, минеральные
удобрения, микроэлементы, макроэлементы, питательные вещества.
География: атмосфера, гидросфера, минералы,
полезные ископаемые, топливо, водные ресурсы.

горные

породы,

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение химии в основной школе направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Личностные результаты освоения программы основного общего
образования достигаются в ходе обучения химии в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, саморазвития и социализации обучающихся.
Личностные
результаты
отражают
готовность
обучающихся
руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе, в том числе в части:
1) патриотического воспитания:
ценностного отношения к отечественному культурному, историческому
и научному наследию, понимания значения химической науки в жизни
современного общества, способности владеть достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной химии,
заинтересованности в научных знаниях об устройстве мира и общества;
2) гражданского воспитания:
представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе, коммуникативной компетентности в общественно
полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности,
готовности к разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, выполнении химических экспериментов,
создании учебных проектов, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи
в процессе этой учебной деятельности, готовности оценивать своё поведение
и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с
учётом осознания последствий поступков;
3) ценности научного познания:

мировоззренческие представления о веществе и химической реакции,
соответствующие современному уровню развития науки и составляющие
основу для понимания сущности научной картины мира, представления об
основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с
природной средой, о роли химии в познании этих закономерностей;
познавательные мотивы, направленные на получение новых знаний по
химии, необходимые для объяснения наблюдаемых процессов и явлений,
познавательной, информационной и читательской культуры, в том числе
навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной
литературой, доступными техническими средствами информационных
технологий;
интерес к обучению и познанию, любознательность, готовность и
способность к самообразованию, проектной и исследовательской
деятельности, к осознанному выбору направленности и уровня обучения в
дальнейшем;
4) формирования культуры здоровья:
осознание ценности жизни, ответственного отношения к своему
здоровью, установки на здоровый образ жизни, осознание последствий и
неприятие вредных привычек (употребления алкоголя, наркотиков, курения),
необходимости соблюдения правил безопасности при обращении с
химическими веществами в быту и реальной жизни;
5) трудового воспитания:
интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе на основе
применения предметных знаний по химии, осознанный выбор
индивидуальной траектории продолжения образования с учётом личностных
интересов и способности к химии, общественных интересов и потребностей,
успешной профессиональной деятельности и развития необходимых умений,
готовность адаптироваться в профессиональной среде;
6) экологического воспитания:
экологически целесообразное отношение к природе как источнику
жизни на Земле, основе её существования, понимание ценности здорового и
безопасного образа жизни, ответственное отношение к собственному
физическому и психическому здоровью, осознание ценности соблюдения
правил безопасного поведения при работе с веществами, а также в ситуациях,
угрожающих здоровью и жизни людей;
способности применять знания, получаемые при изучении химии, для
решения задач, связанных с окружающей природной средой, для повышения
уровня экологической культуры, осознания глобального характера
экологических проблем и путей их решения посредством методов химии,
экологического мышления, умения руководствоваться им в познавательной,
коммуникативной и социальной практике.
В составе метапредметных результатов выделяют значимые для
формирования мировоззрения общенаучные понятия (закон, теория, принцип,
гипотеза, факт, система, процесс, эксперимент и другое.), которые

используются в естественно-научных учебных предметах и позволяют на
основе знаний из этих предметов формировать представление о целостной
научной картине мира, и универсальные учебные действия (познавательные,
коммуникативные, регулятивные), которые обеспечивают формирование
готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной
деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
умения использовать приёмы логического мышления при освоении
знаний: раскрывать смысл химических понятий (выделять их характерные
признаки, устанавливать взаимосвязь с другими понятиями), использовать
понятия для объяснения отдельных фактов и явлений, выбирать основания и
критерии для классификации химических веществ и химических реакций,
устанавливать причинно-следственные связи между объектами изучения,
строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии),
делать выводы и заключения;
умение применять в процессе познания понятия (предметные и
метапредметные), символические (знаковые) модели, используемые в химии,
преобразовывать широко применяемые в химии модельные представления –
химический знак (символ элемента), химическая формула и уравнение
химической реакции – при решении учебно-познавательных задач, с учётом
этих модельных представлений выявлять и характеризовать существенные
признаки изучаемых объектов – химических веществ и химических реакций,
выявлять общие закономерности, причинно-следственные связи и
противоречия в изучаемых процессах и явлениях.
Базовые исследовательские действия:
умение использовать поставленные вопросы в качестве инструмента
познания, а также в качестве основы для формирования гипотезы по проверке
правильности высказываемых суждений;
приобретение опыта по планированию, организации и проведению
ученических экспериментов, умение наблюдать за ходом процесса,
самостоятельно прогнозировать его результат, формулировать обобщения и
выводы по результатам проведённого опыта, исследования, составлять отчёт
о проделанной работе.
Работа с информацией:
умение выбирать, анализировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления, получаемую из разных источников
(научно-популярная литература химического содержания, справочные
пособия, ресурсы Интернета), критически оценивать противоречивую и
недостоверную информацию;
умение применять различные методы и запросы при поиске и отборе
информации и соответствующих данных, необходимых для выполнения
учебных и познавательных задач определённого типа, приобретение опыта в
области использования информационно-коммуникативных технологий,
овладение культурой активного использования различных поисковых систем,

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами,
другими формами графики и их комбинациями;
умение использовать и анализировать в процессе учебной и
исследовательской деятельности информацию о влиянии промышленности,
сельского хозяйства и транспорта на состояние окружающей природной
среды.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
умения задавать вопросы (в ходе диалога и (или) дискуссии) по
существу обсуждаемой темы, формулировать свои предложения относительно
выполнения предложенной задачи;
умения представлять полученные результаты познавательной
деятельности в устных и письменных текстах; делать презентацию
результатов выполнения химического эксперимента (лабораторного опыта,
лабораторной работы по исследованию свойств веществ, учебного проекта);
умения учебного сотрудничества со сверстниками в совместной
познавательной и исследовательской деятельности при решении
возникающих проблем на основе учёта общих интересов и согласования
позиций (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы», координация
совместных действий, определение критериев по оценке качества
выполненной работы и другие).
Регулятивные универсальные учебные действия:
умение самостоятельно определять цели деятельности, планировать,
осуществлять, контролировать и при необходимости корректировать свою
деятельность, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач, самостоятельно составлять или корректировать
предложенный алгоритм действий при выполнении заданий с учётом
получения новых знаний об изучаемых объектах – веществах и реакциях,
оценивать соответствие полученного результата заявленной цели, умение
использовать и анализировать контексты, предлагаемые в условии заданий.
В составе предметных результатов по освоению обязательного
содержания, установленного федеральной рабочей программой, выделяют:
освоенные обучающимися научные знания, умения и способы действий,
специфические для предметной области «Химия», виды деятельности по
получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению
в различных учебных и новых ситуациях:
1) представление о закономерностях и познаваемости явлений природы,
понимание объективной значимости основ химической науки как области
современного естествознания, компонента общей культуры и практической
деятельности человека в условиях современного общества; понимание места
химии среди других естественных наук;
2) владение основами понятийного аппарата и символического языка
химии для составления формул неорганических веществ, уравнений
химических реакций; владение основами химической номенклатуры (IUPAC
и тривиальной) и умение использовать ее для решения учебно-познавательных

задач; умение использовать модели для объяснения строения атомов и
молекул;
3) владение системой химических знаний и умение применять систему
химических знаний, которая включает:
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула,
вещество, простое и сложное вещество, однородная и неоднородная смесь,
относительные атомная и молекулярная массы, количество вещества, моль,
молярная масса, молярный объем, оксид, кислота, основание, соль (средняя),
химическая реакция, реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, тепловой эффект реакции, экзо- и
эндотермические реакции, раствор, массовая доля химического элемента в
соединении, массовая доля и процентная концентрация вещества в растворе,
ядро атома, электрический слой атома, атомная орбиталь, радиус атома,
валентность, степень окисления, химическая связь, электроотрицательность,
полярная и неполярная ковалентная связь, ионная связь, металлическая связь,
кристаллическая решетка (атомная, ионная, металлическая, молекулярная),
ион, катион, анион, электролит и неэлектролит, электролитическая
диссоциация, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные
реакции, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление,
электролиз, химическое равновесие, обратимые и необратимые реакции,
скорость химической реакции, катализатор, предельно допустимая
концентрация (ПДК), коррозия металлов, сплавы;
основополагающие законы химии: закон сохранения массы,
периодический закон Д.И. Менделеева, закон постоянства состава, закон
Авогадро;
теории химии: атомно-молекулярная теория, теория электролитической
диссоциации, представления о научных методах познания, в том числе
экспериментальных и теоретических методах исследования веществ и
изучения химических реакций;
4) представление о периодической зависимости свойств химических
элементов (радиус атома, электроотрицательность), простых и сложных
веществ от положения элементов в Периодической системе (в малых периодах
и главных подгруппах) и электронного строения атома; умение объяснять
связь положения элемента в Периодической системе с числовыми
характеристиками строения атомов химических элементов (состав и заряд
ядра, общее число электронов), распределением электронов по
энергетическим уровням атомов первых трех периодов, калия и кальция;
классифицировать химические элементы;
5) умение классифицировать химические элементы, неорганические
вещества и химические реакции; определять валентность и степень окисления
химических элементов, вид химической связи и тип кристаллической
структуры в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах
веществ (кислот, оснований), окислитель и восстановитель;
6) умение характеризовать физические и химические свойства простых
веществ (кислород, озон, водород, графит, алмаз, кремний, азот, фосфор, сера,

хлор, натрий, калий, магний, кальций, алюминий, железо) и сложных веществ,
в том числе их водных растворов (вода, аммиак, хлороводород, сероводород,
оксиды и гидроксиды металлов I - IIА групп, алюминия, меди (II), цинка,
железа (II и III), оксиды углерода (II и IV), кремния (IV), азота и фосфора (III
и V), серы (IV и VI), сернистая, серная, азотистая, азотная, фосфорная,
угольная, кремниевая кислота и их соли); умение прогнозировать и
характеризовать свойства веществ в зависимости от их состава и строения,
применение веществ в зависимости от их свойств, возможность протекания
химических превращений в различных условиях, влияние веществ и
химических процессов на организм человека и окружающую природную
среду;
7) умение составлять молекулярные и ионные уравнения реакций (в том
числе реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций),
иллюстрирующих
химические
свойства
изученных
классов/групп
неорганических веществ, в том числе подтверждающих генетическую
взаимосвязь между ними;
8) умение вычислять относительную молекулярную и молярную массы
веществ, массовую долю химического элемента в соединении, массовую долю
вещества в растворе, количество вещества и его массу, объем газов; умение
проводить расчеты по уравнениям химических реакций и находить количество
вещества, объем и массу реагентов или продуктов реакции;
9) владение основными методами научного познания (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование) при изучении веществ и химических
явлений; умение сформулировать проблему и предложить пути ее решения;
знание основ безопасной работы с химическими веществами, химической
посудой и лабораторным оборудованием;
10) наличие практических навыков планирования и осуществления
следующих химических экспериментов:
изучение и описание физических свойств веществ;
ознакомление с физическими и химическими явлениями;
опыты, иллюстрирующие признаки протекания химических реакций;
изучение способов разделения смесей;
получение кислорода и изучение его свойств;
получение водорода и изучение его свойств;
получение углекислого газа и изучение его свойств;
получение аммиака и изучение его свойств;
приготовление растворов с определенной массовой долей растворенного
вещества;
исследование и описание свойств неорганических веществ различных
классов;
применение индикаторов (лакмуса, метилоранжа и фенолфталеина) для
определения характера среды в растворах кислот и щелочей;
изучение взаимодействия кислот с металлами, оксидами металлов,
растворимыми и нерастворимыми основаниями, солями;
получение нерастворимых оснований;

вытеснение одного металла другим из раствора соли;
исследование амфотерных свойств гидроксидов алюминия и цинка;
решение экспериментальных задач по теме "Основные классы
неорганических соединений";
решение экспериментальных задач по теме "Электролитическая
диссоциация";
решение экспериментальных задач по теме "Важнейшие неметаллы и их
соединения";
решение экспериментальных задач по теме "Важнейшие металлы и их
соединения";
химические эксперименты, иллюстрирующие признаки протекания
реакций ионного обмена;
качественные реакции на присутствующие в водных растворах ионы:
хлорид-, бромид-, иодид-, сульфат-, фосфат-, карбонат-, силикат-анионы,
гидроксид-ионы, катионы аммония, магния, кальция, алюминия, железа (2+) и
железа (3+), меди (2+), цинка;
умение представлять результаты эксперимента в форме выводов,
доказательств, графиков и таблиц и выявлять эмпирические закономерности;
11) владение правилами безопасного обращения с веществами,
используемыми в повседневной жизни, правилами поведения в целях
сбережения здоровья и окружающей природной среды; понимание вреда
(опасности) воздействия на живые организмы определенных веществ,
способов уменьшения и предотвращения их вредного воздействия; понимание
значения жиров, белков, углеводов для организма человека;
12) владение основами химической грамотности, включающей умение
правильно использовать изученные вещества и материалы (в том числе
минеральные удобрения, металлы и сплавы, продукты переработки
природных источников углеводородов (угля, природного газа, нефти) в быту,
сельском хозяйстве, на производстве;
13) умение устанавливать связи между реально наблюдаемыми
химическими явлениями и процессами, происходящими в макро- и
микромире, объяснять причины многообразия веществ; умение интегрировать
химические знания со знаниями других учебных предметов;
14) представление о сферах профессиональной деятельности, связанных
с химией и современными технологиями, основанными на достижениях
химической науки, что позволит обучающимся рассматривать химию как
сферу своей будущей профессиональной деятельности и сделать осознанный
выбор химии как профильного предмета при переходе на уровень среднего
общего образования;
15) наличие опыта работы с различными источниками информации по
химии (научная и научно-популярная литература, словари, справочники,
интернет-ресурсы); умение объективно оценивать информацию о веществах,
их превращениях и практическом применении.
К концу обучения в 8 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:

раскрывать смысл основных химических понятий: атом, молекула,
химический элемент, простое вещество, сложное вещество, смесь (однородная
и неоднородная), валентность, относительная атомная и молекулярная масса,
количество вещества, моль, молярная масса, массовая доля химического
элемента в соединении, молярный объём, оксид, кислота, основание, соль,
электроотрицательность,
степень
окисления,
химическая
реакция,
классификация реакций: реакции соединения, реакции разложения, реакции
замещения, реакции обмена, экзо- и эндотермические реакции, тепловой
эффект реакции, ядро атома, электронный слой атома, атомная орбиталь,
радиус атома, химическая связь, полярная и неполярная ковалентная связь,
ионная связь, ион, катион, анион, раствор, массовая доля вещества
(процентная концентрация) в растворе;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ
и уравнений химических реакций;
определять валентность атомов элементов в бинарных соединениях,
степень окисления элементов в бинарных соединениях, принадлежность
веществ к определённому классу соединений по формулам, вид химической
связи (ковалентная и ионная) в неорганических соединениях;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева:
демонстрировать понимание периодической зависимости свойств химических
элементов от их положения в Периодической системе, законов сохранения
массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярного учения, закона
Авогадро;
описывать и характеризовать табличную форму Периодической
системы химических элементов: различать понятия «главная подгруппа (Агруппа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и большие периоды,
соотносить обозначения, которые имеются в таблице «Периодическая система
химических элементов Д. И. Менделеева» с числовыми характеристиками
строения атомов химических элементов (состав и заряд ядра, общее число
электронов и распределение их по электронным слоям);
классифицировать химические элементы, неорганические вещества,
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту);
характеризовать (описывать) общие химические свойства веществ
различных классов, подтверждая описание примерами молекулярных
уравнений соответствующих химических реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их качественного
состава, возможности протекания химических превращений в различных
условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую
долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической

реакции;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, классификацию, выявление
причинно-следственных связей – для изучения свойств веществ и химических
реакций, естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный);
следовать правилам пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по
получению и собиранию газообразных веществ (водорода и кислорода),
приготовлению растворов с определённой массовой долей растворённого
вещества, планировать и проводить химические эксперименты по
распознаванию растворов щелочей и кислот с помощью индикаторов (лакмус,
фенолфталеин, метилоранж и другие).
К концу обучения в 9 классе предметные результаты на базовом уровне
должны отражать сформированность у обучающихся умений:
раскрывать смысл основных химических понятий: химический элемент,
атом, молекула, ион, катион, анион, простое вещество, сложное вещество,
валентность, электроотрицательность, степень окисления, химическая
реакция, химическая связь, тепловой эффект реакции, моль, молярный объём,
раствор, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация,
реакции ионного обмена, катализатор, химическое равновесие, обратимые и
необратимые
реакции,
окислительно-восстановительные
реакции,
окислитель, восстановитель, окисление и восстановление, аллотропия,
амфотерность, химическая связь (ковалентная, ионная, металлическая),
кристаллическая решётка, коррозия металлов, сплавы, скорость химической
реакции, предельно допустимая концентрация ПДК вещества;
иллюстрировать взаимосвязь основных химических понятий и
применять эти понятия при описании веществ и их превращений;
использовать химическую символику для составления формул веществ
и уравнений химических реакций;
определять валентность и степень окисления химических элементов в
соединениях различного состава, принадлежность веществ к определённому
классу соединений по формулам, вид химической связи (ковалентная, ионная,
металлическая) в неорганических соединениях, заряд иона по химической
формуле, характер среды в водных растворах неорганических соединений, тип
кристаллической решётки конкретного вещества;
раскрывать смысл Периодического закона Д. И. Менделеева и
демонстрировать его понимание: описывать и характеризовать табличную
форму Периодической системы химических элементов: различать понятия
«главная подгруппа (А-группа)» и «побочная подгруппа (Б-группа)», малые и
большие периоды, соотносить обозначения, которые имеются в
периодической таблице, с числовыми характеристиками строения атомов
химических элементов (состав и заряд ядра, общее число электронов и
распределение их по электронным слоям), объяснять общие закономерности в

изменении свойств элементов и их соединений в пределах малых периодов и
главных подгрупп с учётом строения их атомов;
классифицировать химические элементы, неорганические вещества,
химические реакции (по числу и составу участвующих в реакции веществ, по
тепловому эффекту, по изменению степеней окисления химических
элементов);
характеризовать (описывать) общие и специфические химические
свойства простых и сложных веществ, подтверждая описание примерами
молекулярных и ионных уравнений соответствующих химических реакций;
составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей
и солей, полные и сокращённые уравнения реакций ионного обмена,
уравнения реакций, подтверждающих существование генетической связи
между веществами различных классов;
раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций
посредством составления электронного баланса этих реакций;
прогнозировать свойства веществ в зависимости от их строения,
возможности протекания химических превращений в различных условиях;
вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ,
массовую долю химического элемента по формуле соединения, массовую
долю вещества в растворе, проводить расчёты по уравнению химической
реакции;
соблюдать правила пользования химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правила обращения с веществами в соответствии с
инструкциями по выполнению лабораторных химических опытов по
получению и собиранию газообразных веществ (аммиака и углекислого газа);
проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных
веществ: распознавать опытным путём хлорид-, бромид-, иодид-, карбонат-,
фосфат-, силикат-, сульфат-, гидроксид-ионы, катионы аммония и ионы
изученных металлов, присутствующие в водных растворах неорганических
веществ;
применять основные операции мыслительной деятельности – анализ и
синтез, сравнение, обобщение, систематизацию, выявление причинноследственных связей – для изучения свойств веществ и химических реакций,
естественно-научные методы познания – наблюдение, измерение,
моделирование, эксперимент (реальный и мысленный).

4. Тематическое планирование
8 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Все К/р
П/р
го

Даты
изучения

Раздел 1 . Первоначальные химические понятия
1.1 Химия —
5
2
важная
область
естествознания
и
практической
деятельности
человека

Виды деятельности

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Раскрывать роль химии в природе и
жизни человека, её связь с другими
науками.
Различать чистые вещества и смеси;
однородные и неоднородные смеси.
Различать физические и химические
явления.
Определять
признаки
химических
реакций и условия их протекания.
Следовать
правилам
пользования
химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам
обращения с химическими веществами в
соответствии с инструкция- ми по
выполнению практических работ.
Планировать и проводить химический
эксперимент по изучению и описанию
физических свойств веществ, способов
разделения смесей веществ.
Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе исследовательской
деятельности
научно-популярную
литературу химического содержания,
справочные
материалы,
ресурсы
Интернета.
Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на информацию

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418
37c

Основные
направления
воспитательной
деятельности

1.2 Вещества и
химические
реакции

15

1

из учебника и справочных материалов,
грамотно
использовать
изученный
понятийный аппарат курса химии
Применять естественно-научные методы
познания (в том числе наблюдение,
моделирование, эксперимент) и основные
операции мыслительной деятельности
(сравнение, классификация) для изучения
веществ и химических реакций.
Раскрывать смысл изучаемых понятий и
законов и применять эти понятия при
описании свойств веществ и их
превращений.
Различать физические и химические
явления, объяснять их сущность с точки
зрения атомно-молекулярного учения.
Определять
признаки
химических
реакций, условия их протекания.
Объяснять сущность физических и
химических явлений с точки зрения
атомно-молекулярного учения.
Классифицировать химические реакции
(по числу и составу реагирующих и
образующихся веществ).
Составлять формулы бинарных веществ
по валентности и определять валентность
по формулам веществ.
Расставлять коэффициенты в уравнениях
химических реакций.
Следовать
правилам
пользования
химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам
обращения с веществами в соответствии с
инструкциями
по
выполнению
лабораторных химических опытов.
Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе исследовательской
деятельности
научно-популярную
литературу
химического содержания, справоч- ные

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837
c

материалы, ресурсы Интернета.
Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на информацию
из учебника и справочных материалов,
грамотно
использовать
изученный
понятийный аппарат курса химии

Итого по разделу
20
1
2
Раздел 2. Важнейшие представители неорганических веществ
Раскрывать смысл изучаемых понятий и
2.1 Воздух.
5
1
применять эти понятия при описании
Кислород.
свойств веществ и их превращений.
Понятие об
Характеризовать
(описывать) состав
оксидах.
воздуха, физические и хи- мические
свойства
кислорода,
способы
его
получения, применение и значение в
природе и жизни человека.
Сравнивать
реакции
горения
и
медленного окисления.
Собирать приборы для получения
кислорода (вытеснением воды и воздуха).
Распознавать опытным путём кислород.
Использовать химическую символику для
составления
формул
веществ,
молекулярных уравнений химических
реакций с участием кислорода.
Объяснять сущность экологических
проблем, связанных с загрязнением
воздуха.
Следовать правилам безопасной работы
в лаборатории при использовании
химической посуды и оборудования, а
также правилам обращения с горючими
веществами в быту.
Планировать и осуществлять на практике
химические эксперименты, проводить
наблюдения,
делать
выводы
по
результатам эксперимента.
Участвовать в совместной работе в
группе.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837
c

2.2 Водород.
Понятие о
кислотах и
солях

5

2.3 Количественн
ые отношения
в химии

4

1

Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе исследовательской
деятельности
научно-популярную
литературу химического содержания,
справочные
материалы,
ресурсы
Интернета. Выстраивать развёрнутые
письменные и устные ответы с опорой на
информацию из учебника и справочных
материалов,
грамотно
использовать
изученный понятийный аппарат курса
химии
Раскрывать смысл изучаемых понятий и
применять эти понятия при описании
свойств веществ и их превращений.
Характеризовать (описывать) физические
и химические свойства водорода, способы
его получения, применение.
Собирать прибор для получения водорода.
Использовать химическую символику для
составления
формул
веществ,
молекулярных уравнений химических
реакций с участием водорода.
Следовать правилам безопасной работы в
лаборатории при исполь- зовании
химической посуды и оборудования, а
также правилам обращения с горючими
веществами в быту.
Планировать и осуществлять на практике
химические эксперименты, проводить
наблюдения,
делать
выводы
по
результатам эксперимента.
Участвовать в совместной работе в группе
Раскрывать смысл изучаемых понятий и
применять эти понятия, а также
изученные законы и теории для решения
расчётных задач.
Вычислять молярную массу веществ;
количество вещества, объём газа, массу
вещества;
Проводить расчёты по уравнениям

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837
c

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837
c

2.4 Вода.
Растворы.
Понятия об
основаниях.

5

1

1

2.5 Основные

11

1

1

химических реакций: количества, объёма,
массы
вещества
по
известному
количеству, объёму, массе реагентов или
продуктов реакции.
6 Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на ин- формацию
из учебника и справочных материалов,
грамотно
использовать
изученный
понятийный аппарат курса химии
Раскрывать смысл изучаемых понятий и
применять эти понятия при описании
свойств веществ и их превращений.
Характеризовать
физические
и
химические свойства воды, её роль как
растворителя в природных процессах.
Составлять
уравнения
химических
реакций с участием воды.
Объяснять
сущность
экологических
проблем, связанных с загрязнением
природных вод, способы очистки воды от
примесей, меры по охране вод от
загрязнения.
Планировать и осуществлять на практике
химические эксперименты, проводить
наблюдения,
делать
выводы
по
результатам эксперимента.
Следовать правилам безопасной работы в
лаборатории
при
использовании
химической посуды и оборудования.
Проводить вычисления с применением
понятия «массовая доля вещества в
растворе».
Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе исследовательской
деятельности
научно-популярную
литературу химического содержания,
справочные
материалы,
ресурсы
Интернета.
Классифицировать изучаемые вещества
по составу и свойствам.

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837
c

Библиотека ЦОК

классы
неорганически
х соединений

Составлять формулы оксидов, кислот,
оснований, солей и называть их по
международной номенклатуре.
Прогнозировать свойства веществ на
основе общих химических свойств
изученных классов/групп веществ, к
которым они относятся.
Составлять молекулярные уравнения
реакций, иллюстрирующих химические
свойства и способы получения веществ
изученных классов/групп, а также
подтверждающих
генетическую
взаимосвязь между ними.
Производить вычисления по уравнениям
химических реакций.
Планировать и осуществлять на практике
химические эксперименты, проводить
наблюдения,
делать
выводы
по
результатам эксперимента.
Следовать правилам безопасной работы в
лаборатории
при
использовании
химической посуды и оборудования.
Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе исследовательской
деятельности
научно-популярную
литературу химического содержания,
справочные
материалы,
ресурсы
Интернета.
Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на информацию
из учебника и справочных материалов,
грамотно
использовать
изученный
понятийный аппарат курса химии

https://m.edsoo.ru/7f41837
c

Итого по разделу
30
2
4
Раздел 3. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атомов. Химическая
связь. Окислительно-восстановительные реакции
Раскрывать
смысл
периодического
3.1 Периодически
7
Библиотека ЦОК
закона.
й закон и
https://m.edsoo.ru/7f41837
Понимать существование периодичеПериодическая
c
ской зависимости свойств химических

система
химических
элементов Д.
И. Менделеева. Строение
атома

элементов (изменение радиусов атомов и
электроотрицательности и их соединений
от положения в периодической системе и
строения атома.
Устанавливать связь между положением
элемента в периодической системе и
строением его атома (состав и заряд ядра,
общее число электронов и распределение
их по электронным слоям).
Прогнозировать характер изменения
свойств элементов и их соединений по
группам и периодам Периодической
системы.
Характеризовать химические элементы
первых трёх периодов, калия кальция по
их положению в Периодической системе
Д. И. Менделеева.
Следовать правилам безопасной работы в
лаборатории
при
использовании
химической посуды и оборудования.
Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на информацию
из учебника и справочных материалов,
грамотно
использовать
изученный
понятийный аппарат курса химии.
Использовать при выполнении учебных
заданий тексты учебника, справочные
материалы (Периодическую систему
химических элементов Д. И. Менделеева,
таблицу
растворимости
кислот,
оснований
и
солей
в
воде,
электрохимический ряд напряжений
металлов).
Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе исследовательской
деятельности
научно-популярную
литературу химического содержания,
справочные
материалы,
ресурсы
Интернета

3.2 Химическая
связь.
Окислительновосстановительные
реакции

8

1

Итого по разделу
Резервное время
(повторение
изученного
материала)
Итого за год

15
3

1

68

4

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Определять вид химической связи в
соединении.
Определять
степень
окисления химического элемента по
формуле его соединения.
Определять элемент (вещество) —
окислитель и элемент (вещество) —
восстановитель.
Объяснять сущность процессов окисления
и восстановления.
Составлять электронный баланс с учётом
числа отданных и принятых электронов.
Составлять уравнение окислитель- новосстановительной реакции.
Использовать при выполнении учебных
заданий тексты учебника, справочные
материалы (периодическую систему
химических элементов Д. И. Менделеева,
таблицу
растворимости
кислот,
оснований
и
солей
в
воде,
электрохимический ряд напряжений
металлов)

6

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41837
c

9 класс
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Все К/р
П/р
го

Даты
изучения

Раздел 1 . Первоначальные химические понятия
1.1 Химия —
5
2
важная
область
естествознания
и
практической
деятельности
человека

Виды деятельности

Раскрывать смысл изучаемых понятий.
Раскрывать роль химии в природе и
жизни человека, её связь с другими
науками.
Различать чистые вещества и смеси;
однородные и неоднородные смеси.
Различать физические и химические
явления.
Определять
признаки
химических
реакций и условия их протекания.
Следовать
правилам
пользования
химической посудой и лабораторным
оборудованием, а также правилам
обращения с химическими веществами в
соответствии с инструкция- ми по
выполнению практических работ.
Планировать и проводить химический
эксперимент по изучению и описанию
физических свойств веществ, способов
разделения смесей веществ.
Использовать при выполнении учебных
заданий и в процессе исследовательской
деятельности
научно-популярную
литературу химического содержания,
справочные
материалы,
ресурсы
Интернета.
Выстраивать развёрнутые письменные и
устные ответы с опорой на информацию
из учебника и справочных материалов,
грамотно
использовать
изученный
понятийный аппарат курса химии

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f418
37c

Основные
направления
воспитательной
деятельности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».